Образование
#новости

Утверждён план мероприятий по развитию математического и естественно-научного образования

ЕГЭ по физике всё-таки станет обязательным для поступления на инженера. Более того — может стать обязательным ОГЭ по естественно-научным предметам.

Документ утверждён распоряжением Правительства на период до 2030 года. План направлен на решение трёх задач:

  • повысить качество преподавания математики и естественно-научных предметов в школах;
  • повысить качество подготовки учителей по этим дисциплинам;
  • устранить дефицит педагогов по математике и естественно-научным предметам в школах.

Как будут популяризировать математику и физику

Улучшать преподавание математики, физики, химии и биологии в школах собираются через модернизацию учебных программ и их методическую поддержку, а также через популяризацию эти предметы. Интерес к естественно-научным предметам собираются прививать не только на уроках. В 2025 году план предусматривает, что в циклы внеурочных занятий «Разговоры о важном» и «Россия — мои горизонты» включат темы, которые будут посвящены популяризации математики и естественно-научных предметов. Кроме того, с этой целью планируют проводить выставки, издавать книги и привлекать популярных блогеров.

Цель всех этих действий — ежегодно увеличивать число школьников, которые изучают математику и естественно-научные предметы на профильном уровне, не менее чем на 10%. Кроме того, в плане предлагается в 2027 году разработать предложения по обязательной сдаче ОГЭ по одному из естественно-научных предметов на выбор школьника (напомним, при этом совсем недавно в Госдуме подняли вопрос об общей целесообразности ОГЭ). А ещё к 2030 году план предусматривает рост доли выпускников школ, выбравших ЕГЭ по профильной математике и естественно-научным предметам, до 35%.

Способствовать этому будет ещё одно мероприятие плана: в 2026 году физика должна стать обязательным вступительным испытанием для поступления на все инженерные направления подготовки в российских вузах. С 2027 года введут обязательные вступительные испытания по профилям педагогической подготовки, в том числе по математике, физике, химии и биологии, при приёме на педагогические направления.

Напомним, ЕГЭ по физике из года в год терял популярность, так как в большинстве вузов на инженерно-технические направления подготовки принимали результаты одного из двух ЕГЭ на выбор абитуриента — по физике или по информатике. Так как сдать физику сложнее, на неё записывались реже. Например, в 2024 году ЕГЭ по физике выбрали менее 16% участников, сдававших экзамены в основной период.

В проекте перечня вступительных испытаний в вузы, разработанном в Минобрнауки на 2025 год, для педагогических направлений на ЕГЭ пока сохранился выбор между профильным предметом и обществознанием, а для инженерных специальностей остаётся выбор между естественно-научными предметами.

Какие мероприятия планируются для учителей

Один из показателей, по которому можно выявить то, что дефицит учителей удалось преодолеть, — это доля педагогов по математике, физике, химии и биологии в возрасте до 35 лет. К 2030 году региональным властям нужно будет нарастить её до 30%. Причём увеличивать число молодых педагогов будут не только за счёт выпускников педвузов: планируется, что уже в 2025 году Минобрнауки и Минпросвещения совместно с вузами внедрят в программы высшего образования в области математики, естественных и инженерно-технических наук дополнительный педагогический модуль. Он позволит всем студентам таких специальностей бесплатно получить дополнительную педагогическую квалификацию, чтобы при желании они могли сразу после выпуска работать в школах.

Указано также, что Минобрнауки и Минпросвещения совместно с Минтрудом с 2026 года будут принимать дополнительные меры, чтобы содействовать трудоустройству выпускников вузов с педагогической квалификацией в школы.

Что касается подготовки учителей на собственно педагогических специальностях и направлениях подготовки, то в плане сделана ставка на целевом обучении. Привлекать к заключению договоров о целевом обучении в педвузах планируют прежде всего выпускников профильных психолого-педагогических классов школ. Согласно плану, число таких договоров к 2030 году должно вырасти втрое по сравнению с 2024-м. Но каким этот показатель был в прошедшую приёмную кампанию, неизвестно. В августе Минпросвещения сообщило, что всего в подведомственные ему педвузы по целевой квоте планировалось зачислить 2253 человека.

Ряд мероприятий плана направлен на повышение квалификации уже работающих педагогов. Новшество здесь в том, что делать это планируется на базе классические и инженерно-технических университетов. С 2025 года повышать квалификацию там ежегодно должны не менее 10 тысяч учителей математики, физики, химии и биологии, а также минимум 1000 преподавателей педвузов. Среди организаций, ответственных за разработку и реализацию таких программ, — МГУ имени М. В. Ломоносова и МФТИ, а также образовательный фонд «Талант и успех».

Комплексный план включает только мероприятия по повышению квалификации и методической поддержке педагогов и не касается проблем, с которыми обычно связывают дефицит учителей в России — в частности, низких зарплат. Недостаточную оплату труда называют одной из главных причин, почему выпускники педвузов не приходят на работу в школы. Вероятно, конкурировать с другими, более высокооплачиваемыми сферами за молодых специалистов с профильным образованием в области математики, естественных и инженерно-технических наук школам будет ещё труднее, чем за выпускников педвузов.

Стоит отметить, что проблема привлечения в школы молодых учителей свойственна не только России. С этим сейчас сталкиваются и в других странах. В Великобритании, например, этому не помогло и повышение зарплат. Причины связывают, в частности, с тем, что в целом условия работы в школах по современным меркам кажутся не очень привлекательными для представителей молодого поколения. Поэтому и в Великобритании, и в США начали привлекать в школы тех, кто не имеет базового педагогического образования (в том числе в качестве волонтёров).

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована