Проект соответствующего приказа Рособрнадзора, Минпросвещения и Минобрнауки опубликован на федеральном портале regulation.gov.ru. Документ вносит изменения в приказ, где прописаны показатели мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований и прочих оценочных процедур, а также методика расчёта этих показателей.
Что будет вместо PISA
PISA — это международная программа по оценке образовательных достижений пятнадцатилетних школьников со всего мира. Исследование проходит раз в три года. В рамках него оценивают функциональную грамотность — умение использовать знания на практике. Мониторинг проводят по таким направлениям, как читательская, математическая и естественно-научная грамотность.
В конце марта стало известно, что Организация экономического сотрудничества и развития, под эгидой которой проходит исследование, решила не проводить его в России. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев, комментируя это, заявил, что осенью устроят общероссийскую оценку, аналогичную PISA.
Какое это имеет значение
Участие в этом и в ряде других международных исследований — TIMSS и PIRLS — важно для России не только из-за сопоставления качества школьного образования с другими странами. Дело в том, что на основе итогов указанных исследований рассчитывается показатель под названием «средневзвешенное место России» в группе международных программ оценки качества общего образования. Проще говоря, этот показатель отражает положение России относительно других государств по этому критерию. А это необходимо для понимания, достигнута ли цель войти в мировой топ-10 по качеству школьного образования.
Соответственно, отказ проводить в России PISA привёл к необходимости заменить это исследование на другое, чтобы можно было определить средневзвешенное место страны и продолжить анализировать, как меняются успехи российских школьников от года к году.
Рособрнадзор обещал направить в регионы информацию о его проведении после того, как в критерии оценки качества общего образования на основе международных исследований внесут изменения.
Как изменится оценка качества образования на основе международных исследований
В проекте приказа Рособрнадзора, Минпросвещения и Минобрнауки аналог отменённого исследования называется «Общероссийская оценка по модели PISA». Уточняется, что эта оценка позволяет получать результаты по международной шкале PISA.
Что касается перечня показателей мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, то в пока ещё действующей редакции значатся критерии, которые оценивают не только школьное, но и вузовское образование. Этот список хотят заметно сократить, оставив лишь такие показатели, как доли школьников, демонстрирующих уровень образовательных достижений не ниже базового по итогам указанных трёх исследований.
Таким образом, из перечня собираются исключить следующие критерии:
- средневзвешенный результат России;
- доля учащихся, не достигших минимального уровня подготовки в соответствии с ФГОС;
- число регионов, применяющих и развивающих технологии и методик работы с результатами мониторинга качества общего образования;
- место России в мире по присутствию в топ-500 глобальных рейтингов вузов;
- число университетов, входящих в мировые рейтинги;
- количество вузов, которые не менее двух лет подряд входят в топ-100 мировых рейтингов.
Получается, значимость участия российских учебных заведений, особенно вузов, в международных исследованиях и рейтингах снижается. Однако, как сообщил директор департамента госполитики и управления в сфере общего образования Минпросвещения Максим Костенко, задача по достижению Россией места в топ-10 по качеству школьного образования сохраняется.
Смещение фокуса с международных оценочных процедур явно согласуется с позицией некоторых политиков. Например, в марте детский омбудсмен Московской области Ксения Мишонова заявила, что России следует отказаться от западных стандартов образования и рейтингов. Она призвала «развернуть образование в сторону детей», отметив, что сейчас школы в первую очередь интересует успеваемость, а не формирование у детей «образа их будущего».
А в январе прошлого года спикер Совфеда Валентина Матвиенко и вовсе раскритиковала главу Минпросвещения Сергея Кравцова за «увлечённость» международными исследованиями качества образования. Уже тогда она заявила, что фокус нужно смещать на отечественную систему образования. А о том, что иностранные рейтинги вузов строятся на критериях, которые для России не так уж важны, в марте говорил Виктор Садовничий.
Кстати, отношение к зарубежным рейтингам становится прохладнее не только в России. Например, уже несколько крупных китайских вузов заявили, что больше не собираются в них участвовать.