Уровень образования отца влияет на желание поступать в аспирантуру
Такую связь выявил Институт образования НИУ ВШЭ.
На желание ребёнка в будущем защитить кандидатскую диссертацию влияет наличие у его отца высшего образования. Причём это касается как мальчиков, так и девочек. А вот уровень образования матери в данном случае не имеет значения. Таковы результаты исследования «Детерминанты стремления к получению учёной степени». Данные для него были взяты из большого лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии», которое институт ведёт с 2009 года. Учёные проанализировали, как учились те, кто ещё в школьные годы собирался поступать в аспирантуру, как менялись их планы и что на это влияло.
Оказалось, что есть три важных фактора: успеваемость ребёнка (чем выше оценки, тем больше вероятность поступления в аспирантуру в будущем), образование отца и социально-экономический статус семьи. Наибольшее значение имеет первый фактор. Проще говоря, школьные отличники чаще настроены на аспирантуру.
В ходе исследования также выяснилось, что за последние десять лет число аспирантов в России сократилось почти вдвое — с 157 437 в 2010 году до 84 265 в 2019 году. Доля поступающих в аспирантуру сразу после окончания вуза также заметно снизилась — с 31% в 2010 году до 5% в 2019 году.
Оказалось, что и будущее поколение не горит желанием защищать кандидатскую: среди нынешних девятиклассников такое желание изъявили лишь 1,9%. На последнем курсе бакалавриата тех, кто намерен поступать в аспирантуру, тоже немного — 4%.
Комментируя результаты исследования, главный научный сотрудник Института социологии РАН Владимир Мукомель отметил, что, помимо образования отца, важную роль играет привязанность к определённым социальным условиям. То есть дети стремятся сохранить условия, в которых они уже находятся, и движутся в заданном направлении.
Психолог Марина Гладышева также напомнила, что родители — пример для детей. Если они не достигли больших образовательных высот, то с меньшей вероятностью станут требовать этого от ребёнка. Поэтому, если тот сам не примет такое решение, вероятность получения научной степени мала. Связь между наличием у отца диплома и желанием поступать в аспирантуру Гладышева объяснила патриархальностью российского общества.
В то же время один из авторов исследования Сауле Бекова отметила, что планы школьников нестабильны и постоянно меняются. Кроме того, дети в целом плохо представляют, что такое наука и как стать исследователем.
Её коллега и соавтор Иван Смирнов добавил, что в школьной программе заметен явный недостаток исследовательской составляющей. Он уверен, что сегодня необходимо уделять больше внимания популяризации науки среди учащихся, чтобы в будущем получить успешных учёных.