Образование
#новости

Уровень soft skills у российских студентов начали оценивать в специальных центрах

Новый проект АНО «Россия — страна возможностей» призван решить проблемы вузов, работодателей и будущих специалистов.

В Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) открыли первый в стране центр оценки и развития управленческих компетенций, сообщает пресс-служба Минобрнауки.

Зачем нужны такие центры

Проект создан по инициативе АНО «Россия — страна возможностей». Планируется, что подобные центры станут площадкой для взаимодействия студентов, работодателей и региональных властей. Всего до конца 2021 года организация собирается открыть 25 подобных проектов, а тестирование в них пройдут более 100 тысяч студентов.

Спрос на новые центры связан с тем, что подготовка специалистов в вузе не соответствует ожиданиям игроков рынка труда: если к профессиональным навыкам выпускников у будущих работодателей вопросов нет, то с развитием надпрофессиональных умений ситуация обстоит иначе. С этим согласны и сами учащиеся.

«С июня по июль мы проводили опрос совместно с Минобрнауки среди студентов вузов по всей стране. Согласно опросу, 55% опрошенных бакалавров и 41% опрошенных магистрантов отметили, что во время обучения им не хватило практических навыков по использованию надпрофессиональных компетенций в выбранной профессии», — отметил генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Комиссаров.

То, что развитию гибких навыков в вузах уделяют недостаточно внимания, подтверждается и другими исследованиями. Например, в Московской школе управления «Сколково» выяснили, что 54% респондентов-бакалавров не хватает навыков ведения переговоров, а 48% — лидерских качеств. Магистры отмечают, что им необходимы умение презентовать себя (65%) и работать в команде (60%). А недавнее исследование НИУ ВШЭ подтвердило то, что наличие гибких навыков у соискателя очень важно при трудоустройстве.

Есть ещё одна проблема — у вузов и работодателей нет единого стандарта по достаточному уровню развития фгибких навыков, и критерии их оценки тоже отсутствуют. Масштабный проект, по замыслу инициаторов, позволит эту проблему решить и создать единую, понятную для всех участников процесса систему.

Что будут делать в центрах оценки

Им поставили следующие задачи:

Определять профессиональные навыки и компетенции выпускников вуза. Делать это будут с помощью диагностики, разработанной методологами платформы «Россия — страна возможностей». В её основе — «конструктор компетенций» из четырёх блоков: управление взаимодействиями, управление задачами, энергия, общие знания. Уровень компетенции студента определят с помощью опросников, тестов и других инструментов.

Помогать выпускникам с трудоустройством и формированием успешной карьеры. Для этого вместе с российскими вузами и крупными компаниями организация создаст образовательные программы для центров компетенций. А студенты, которые прошли оценку и развили гибкие навыки, получат цифровой сертификат.

В рамках проекта запустят специальную базу для работодателей. Там будут размещать профили студентов, сформированные на основе результатов тестирования. Это, по словам инициаторов проекта, откроет начинающим специалистам доступ к стажировкам и вакансиям компаний-партнёров, а последним даст возможность подбирать подходящих сотрудников.

В зависимости от особенностей вузов, принимающих участие в программе, центры будут делиться на три типа:

  1. Сетевые. Их создадут в вузах с широкой сетью региональных филиалов. Именно к этому типу относится центр, открывшийся в РАНХиГС.
  2. Отраслевые. В этих центрах будут готовить кадры для определённой сферы или группы отраслей. Первый такой проект открылся 1 сентября 2021 года на базе Национального исследовательского университета «МЭИ».
  3. Региональные и макрорегиональные. В этих центрах будут готовить специалистов для региональных работодателей-партнёров того или иного вуза. Пример — коллаборация между Корпоративным университетом правительства Нижегородской области (КУПНО) и Нижегородским университетом им. Н. И. Лобачевского.

В АНО «Россия — страна возможностей» планируют, что к 2030 году на территории страны будет работать не менее 75 центров, которые помогут 300 тысячам студентов.

Напомним, недавно глава Минобрнауки раскритиковал вузы за то, что они не мониторят трудоустройство выпускников. Кроме того, 26 августа в рамках Российской креативной недели на панельной дискуссии «Центры карьеры. Перезагрузка. От креатива к стратегии» эксперты обсудили вопрос о том, что центры карьеры при вузах должны стать связующим звеном между университетской подготовкой и ожиданиями рынка труда. Там же заявили о том, что вузы и потенциальные работодатели будут взаимодействовать через специальную онлайн-площадку «Факультетус» (мы писали о ней ранее). Это цифровая биржа труда для студентов. Всё это ясно указывает на тренд: вузы должны перестроить подготовку студентов под современные запросы работодателей, и государство всерьёз озаботилось этой задачей.


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована