Уроки года: чему учились (и научились!) профессионалы в сфере образования в 2024-м
Какие уроки получили за год те, кто проектирует обучение, преподаёт, управляет командами в образовании?
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Люди, смысл профессии которых неразрывно связан с обучением других, и сами всё время учатся. И умеют извлекать важные уроки, помогающие по-новому взглянуть на свою работу и жизнь в целом, не только из формальных образовательных программ. В конце 2023-го мы уже спрашивали специалистов, работающих в сфере образования, про их обучение и уроки года — решили спросить и в этот раз.
Светлана Моторина
Педагог, публицист, автор книги «Травля: со взрослыми согласовано» и телеграм-канала «Учимся учить иначе»
Чему училась в 2024-м: когнитивным наукам, доказательному подходу в образовании, фридайвингу, литературе.
Главный урок: о том, что успешно запустить проект не получится, если он не вызывает сильных эмоций.
В этом году я очень много училась всему, что связано с когнитивной сферой. Как устроены когнитивные процессы человека? Как они меняются с возрастом? Как то, что становится известно благодаря когнитивным наукам, переложить на обучение и сделать уроки более эффективными? Я несу эти знания педагогам, и мне важно знать про самые последние открытия в доказательной педагогике. Очень понравились программы по когнитивным наукам на Coursera.
Летом я разработала курс «Мозг и его суперсилы» для детей от 8 до 11. Его уже успели полюбить маленькие ученики, их родители и учителя. Я поняла, что хочу оценить его эффективность. Помогает ли курс детям лучше понять себя, научиться учиться и развить метакогнитивные навыки? И я поступила на магистерскую программу «Обучение и оценивание как наука» (SOLA) в НИУ ВШЭ, где нам, по выражению преподавателей, «ставят исследовательское мышление». Теперь я не только умею читать чужие исследования, отделяя зёрна от плевел и понимая, какие из них проведены корректно и представляют ценность, а на какие не стоит ссылаться, но и сама своё исследование смогу провести. Это мой план на 2025 год.
Также продолжаю учиться фридайвингу и открывать свои возможности под водой. Интересно на практике наблюдать то, чему я учу детей на курсе про мозг, — что всё-таки человек не находится в плену у своих природных способностей, он может многое.
Как всегда, много читала — около 60 книг в год. Нашла отдельный вид удовольствия в литературных курсах от «Правого полушария интроверта» и «Синхронизации».
Главный урок этого года связан с неудачным проектом, который не запустился. Такое со мной произошло первый раз в жизни, до этого всегда был успешный успех. А тут и в бюджете просчиталась, и рынок оказался пока не готов. А главное — поняла, что я умею только то, к чему испытываю страсть. К этому проекту страсти не было, исключительно желание заработать. О финансовых потерях не жалею — по сути, это была MBA на практике и крутой тренинг, а за опыт и обучение не жалко платить.
Валентина Прончатова
Руководитель методистов группы «Рескиллинг» в «Яндекс Практикуме»
Чему училась в 2024-м: проектированию корпоративного обучения.
Главный урок: о ценности разных точек зрения.
В этом году я прошла двухмесячный курс «Проектирование корпоративного обучения» от School of Education. Это курс повышения квалификации, который учит тому, как с помощью современных подходов к обучению и развитию сотрудников можно влиять на результаты бизнеса.
В «Практикуме» я выросла с позиции линейного методиста до руководителя команды в 20 человек. Всё это время основным в моей работе был гуманистический подход, где в центре находится студент, его темп развития, его интересы. Сейчас как руководитель я отвечаю ещё и за обучение своих сотрудников, и в корпоративной среде всё немного иначе — здесь развитие людей должно быть неразрывно связано с интересами компании. А значит, подход к обучению надо корректировать.
Моя команда растёт, как растёт количество задач и скорость процессов. При этом каждый сотрудник индивидуален, а стандарты, применяемые в обучении, должны быть едиными для всех. Можно сказать, что на курсе я училась не столько проектированию, сколько стратегическому видению того, как обучение людей может работать на цели компании. Для меня это был новый подход к оценке эффективности и управлению мотивацией. Методисты в «Яндекс Практикуме» сосредоточены на том, как студенты учатся, и в первую очередь мы смотрим на учебные и продуктовые метрики. При планировании обучения самой команды я теперь стараюсь держать в фокусе ещё и бизнес-метрики — искать баланс между тем, каких навыков не хватает различным сотрудникам, и какой денежный эффект мы можем получить от их повышения.
Пожалуй, мой личный урок этого года созвучен с тем, чему я научилась на этом курсе, — смотреть на вещи с другой точки зрения. Не секрет, что в большой компании вы можете глобально работать на одну и ту же цель, но при этом идти к ней разными путями, следуя собственным интересам. Иногда из-за этого могут случаться недопонимания. Я научилась останавливаться и давать себе и коллегам пространство, чтобы подумать, поставить себя на место другого. Иногда, если сделать один шаг назад, вы сможете быстрее продвинуться вперёд.
Алексей Атапин
Директор лицея «Престиж» и автор телеграм-канала «Прогрессивное образование»
Чему учился в 2024-м: развитию личного бренда и управлению сообществами.
Главный урок: о пользе своевременной синхронизации взглядов в команде.
В этом году я стал уделять большое внимание развитию личного бренда и интеграции в педагогическое сообщество. По моему мнению, авторские блоги педагогов сейчас значительно влияют на всю систему образования страны. Благодаря инициативным и целеустремлённым фанатам своего дела рождаются интересные проекты, которые многих вдохновляют на работу в сфере образования.
Поэтому в 2024-м я прошёл несколько профильных курсов «Школы авторов VK». Они мне помогли определить, чем развитое комьюнити отличается от простого сообщества по интересам, сформировать целостную картину его работы. Благодаря этому я начал правильно ставить цели для развития телеграм-канала, а также ответил для себя на вопросы об уровнях активности читателей и формировании ядра комьюнити. А в будущем эти знания пригодятся и в развитии VK-сообщества для педагогов.
Кстати, те же принципы взаимодействия с людьми работают и в офлайн-общении — при решении рабочих вопросов, для формирования команды профессионалов.
Главный урок, который я получил в этом году, — не нужно считать, что другие люди думают так же, как и ты. Даже если у вас большой опыт взаимодействия и ведения совместных проектов, лучше выделить время на «сверку часов» и обсуждение деталей. Эти несложные действия позволят уберечь команду от потери времени и неприятного процесса исправления ошибок.
Ольга Захарова
Кандидат технических наук, методолог команды стратегии и результата «Нетологии»
Чему училась в 2024-м: психологии личности и психологии образования.
Главный урок: о том, чтобы никогда не переставать учиться новому, в том числе у коллег разных специальностей.
Работая методологом образования и преподавая на магистерских программах, я наблюдаю, как взрослые студенты учатся: с какими мотивами и целями они приходят, как формируют свой образовательный опыт, как работают над достижением поставленных целей. Параллельно я наблюдаю и за обучением собственных детей: от чего у них загораются глаза, как они формируют и корректируют цели своего развития, что им приходится преодолевать на этом пути. Накопив практический опыт, я захотела посмотреть на всё это с научной точки зрения. И со второй половины 2024 года я углубилась в изучение психологии личности и психологии образования на программе профессиональной переподготовки в одном из наших вузов-партнёров.
Это обучение помогает мне осознать причины действий обучающихся, переосмыслить убеждения, ранее кажущиеся незыблемыми, даёт более глубокое и структурное понимание образовательных процессов, открывает тайны психологии обучения взрослых и детей.
Полученные знания оказали влияние и на мой профессиональный рост. В этом году я расширила свою деятельность: от методологии высшего образования, которой занималась много лет, я перешла к работе над формированием общей методологической стратегии компании, охватывающей разные направления и уровни образования. Это существенно расширило моё видение методологии образования в целом. Мы планируем исследовать, как формируется образовательный опыт студентов, и в целом развивать подходы к обучению с научной точки зрения. Уверена, что полученные знания и навыки станут важным ресурсом для реализации этих задач в следующем году.
А главный урок, который я получила в 2024-м, — важно никогда не останавливаться в поисках и исследовании чего-то нового, даже в той области, в которой ты и так, казалось бы, разбираешься. И спрашивать мнения специалистов разных направлений, чтобы составить полную картину о профессиональной задаче. И самое важное — работать в команде с созвучными людьми.
Илья Кучеренко
Руководитель направления внеучебной жизни Центрального университета
Чему учился в 2024-м: игре в го.
Главный урок: о том, как важна гибкость и умение отпускать ситуацию.
Я на курсах и с тренером обучался восточной игре го, цель которой — захватить своими фишками (камнями) большую территорию на поле, чем соперник. При этом действовать в основном приходится без «поедания» фишек другого игрока, в отличие, например, от игры в шахматы.
Обучение го помогло мне прокачать умение мыслить стратегически — как с точки зрения критического мышления, так и с точки зрения управления доступными ресурсами в сильно ограниченных условиях. А ещё в этой игре можно развить навыки переговорщика. Так как для победы не обязательно удерживать всю территорию, надо понимать, чем можно пожертвовать для достижения результата. То же самое в рабочих коммуникациях — участники диалога должны действовать с позиции «мягкой силы» и понимать, где лучше уступить, чтобы прийти к общему решению.
Также 1 сентября в этом году в моей жизни произошли два очень важных события — рождение дочери и запуск первого бакалавриата Центрального университета. К каждому из них я тщательно готовился, а в преддверии, естественно, волновался и пытался заранее адаптироваться к тому, что может произойти много непредсказуемого. В итоге всё прошло хорошо: у меня теперь есть прекрасная дочь Лили, а наш амбициозный план на 500 студентов бакалавриата и магистратуры мы перевыполнили более чем на 20%. И главное, что я понял после 1 сентября — что очень важно порой отпускать ситуацию, выстраивать процессы как можно более гибко и после этого просто наслаждаться течением жизни.
Соня Смыслова
Сооснователь и куратор программ в School of Education, аспирант (PhD in Education candidate) в Кембриджском университете
Чему училась в 2024-м: практикам работы с мышлением и материнству.
Главный урок: об относительности знания и важности контекста.
Во-первых, я продолжаю учиться на докторской программе в Университете Кембриджа, по-русски — в аспирантуре. И в этом году я стала супервайзером студентов-бакалавров, по сути, младшим академическим руководителем. Перед этим я в течение года проходила обязательные и опциональные тренинги, направленные на то, чтобы научить меня работать с чужим мышлением: стимулировать рассуждение, помогать анализировать тексты и использовать формат эссе для производства мысли. И для меня неожиданным и очень важным результатом оказалось, что огромное количество практик для работы со студентами, которым я научилась, стали ещё и моими личными практиками. Теперь я использую их сама с собой, веду такой внутренний диалог.
Во-вторых, в этом году я стала мамой. Перед этим прошла много курсов на темы беременности, подготовки к родам, ухода за малышом — чего только нет. Я стремилась выбирать программы, которые опираются на доказательную медицину, и через какое-то время поняла, что по абсолютно любому вопросу будет как минимум две полярные точки зрения и ещё десяток дополнительных между ними. И у каждой есть доказательная база, у одних похуже, у других получше. Но в целом я поняла, что при желании с помощью науки можно доказать всё что угодно, аргументировать любую позицию.
В этом заключается мой главный урок года. Оказалось, что самое ценное — не в том, чтобы подтвердить своё мнение тысячами научных исследований, а в том, чтобы объяснить контекст, в котором наше знание применимо, и признать относительность этого знания.
Этот вывод сильно перекликается и с обучением. Мы можем опираться на научные доказательства в этой области, и всегда полезно быть в курсе того, что выяснили благодаря исследованиям. Но при этом нужно доверять своей интуиции и не стремиться упростить сложное.
Я как методист обожаю идею конструктивной согласованности — когда методики обучения, методы оценки и образовательные результаты синхронизированы. Но вместе с ней уже давно существует идея деструктивной несогласованности. Мы обсуждали её однажды в читательской лаборатории Reading Lab, которую я веду. Идея в том, что не надо стремиться привести всё сложное и хаотичное к простой и понятной инструкции. Потому что тогда мы теряем всю эту глубину оттенков и, полагаясь на некое «правильное», научно обоснованное мнение, выключаем собственное мышление и интуицию.
Сергей Зайцев
Кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В. А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ
Чему учился в 2024-м: смотреть на мир глазами новых поколений, терпению, наблюдательности и эмпатическому пониманию.
В уходящем году поучаствовать в каком-либо формализованном обучении мне не довелось. Выделить какой-то один «главный урок года» также не получается.
Конечно, я, как и все, постоянно чему-то учусь в повседневной жизни. Например, учусь у своих студентов и даже у внуков. Всегда поражаюсь, как по-разному могут видеть одно и то же разные люди, тем более столь разных возрастов!
Современная молодёжь заметно отличается, например, от людей моего поколения особой энергичной деловитостью, требовательностью, технической грамотностью. Они родились и выросли в другую историческую эпоху и поэтому в обсуждении профессиональных вопросов на занятиях привносят особый, часто неожиданный, но основанный на их личном жизненном опыте взгляд на вещи. Благодаря своим студентам я вижу, чувствую, ощущаю, как быстро меняется мир. Благодаря им я учусь не отставать от бега времён.
У внуков я учусь беззаботной искренности и умению прощать. Умению вдруг увидеть в обычных вещах то, что мне незаметно или что я уже перестал замечать. Я учусь у них любопытству и способности мгновенно увлечься вселенскими мелочами: «Куда ползёт муравей?», «Откуда берётся роса на травинках?», «Почему говорят, что часы „ходят“, хотя они неподвижно висят на стене?»
Я учусь быть терпеливым и наблюдательным, проявлять к людям, говоря словами Карла Роджерса, «эмпатическое понимание» — установку на принятие чужой позиции, на восприятие мира глазами другого человека. Я учусь быть мудрее!
Марина Харахордина
Академический директор Universal University
Чему училась в 2024-м: оценке качества образовательных программ и лекторским навыкам.
Главный урок: о том, что пробовать новое — вовсе не страшно.
В 2024 году мне хотелось углубиться в тему метрик для оценки качества образовательных программ, поэтому я начала проходить курс GoPractice по управлению продуктом на основе данных. Но в процессе обучения мне стало интереснее поразмышлять не о метриках, а на тему образовательного пути студентов: как выстроен курс с точки зрения студента, как я чувствую себя, будучи студентом. Из этого опыта я почерпнула идеи, как помогать студентам быстро и эффективно переносить теоретический материал на практику, как использовать для этого доступные объяснения и примеры из реальной жизни. Это всё я теперь интегрирую в свою работу.
Ещё одно направление, в котором мне хотелось развить свои навыки, — это преподавание. Для меня важно улучшать образовательный опыт моих студентов, а благодаря этому, пусть и косвенно, — опыт их собственных студентов. Поэтому я начала проходить курс для лекторов Анны Виленской. В первую очередь он не про дидактический дизайн, а про то, как превратить ваш теоретический материал в «мультик» в голове у слушателя. После этого обучения мне самой стало намного интереснее проводить занятия.
Мой главный урок этого года — не бояться использовать новые инструменты для решения проблем и рабочих задач. Я довольно консервативный человек, и мне сложно начать применять новые инструменты, если старые хорошо работают. Но в этом году часть цифровых инструментов по проектированию программ и управлению проектами, к которым я привыкла, стали недоступны. Пришлось экстренно подбирать аналоги, и обнаружилось, что переходить на новые решения вовсе не так страшно, как казалось. А иногда даже очень полезно, если с помощью нового инструмента получается сэкономить время и улучшить конечный результат.
Вадим Карастелёв
Доцент магистратуры «Тьюторство в сфере образования» МГПУ, автор телеграм-канала Questioning Thinking
Чему учился в 2024-м: системо-мыследеятельностной методологии в контексте стратегирования и саморазвития.
Главный урок: о значимости самоопределения и «проактивного непонимания».
Продолжил многолетнюю работу со своим ментором по освоению системо-мыследеятельностной методологии. В частности, разбирался с понятием мыслекоммуникации и с методологическими практиками её организации. Затем пробовал применить освоенное к созданию самоучителя для тьюторов «Практикум интерактивного вопрошания», проведению семидневной стратегической сессии Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА) и менторингу для коллеги из Школы управления Сколково.
Отрефлексировал свой и международный опыт проведения стратегических мероприятий и понял, что одно из важнейших условий для совместного стратегирования — это самоопределение участников в своих жизненных перспективах. Так, например, некоторые коллеги давно состоят в МТА, но при этом не видят в участии в профессиональном сообществе ценности лично для себя и своего развития. Поэтому, проводя стратегическую сессию, очень важно было включить в неё вопросы о смысле участия, о приоритетах в саморазвитии каждого участника.
Другое важное условие — способность людей обнаруживать непонятное в том, что говорит и делает другой человек, а затем ставить вопросы об этом. Эту способность можно назвать проактивным непониманием. Сейчас продумываю, как развивать её в рамках онлайн-курса по коммуникации.
Анастасия Екушевская
Академический директор Skysmart
Чему училась в 2024-м: нейропсихологии и нейробиологии.
Главный урок: о важности гибкости и умения взглянуть на ситуацию с разных сторон.
Главная тема моего обучения в этом году — нейропсихология и всё, что связано с развитием мозга. Я прошла несколько программ, в том числе полугодичный курс детской нейропсихологии от преподавателей МГУ Татьяны Ахутиной и Екатерины Матвеевой. Это было очень интересное погружение в основы нейробиологии, психологии и процессов, которые лежат в основе обучения и восприятия информации.
Это обучение оказалось не просто полезным — оно стало для меня настоящим открытием! Теперь я понимаю, насколько важно рассматривать развитие человека под разными углами и интегрировать междисциплинарный подход в образовательные и рабочие процессы. Например, я пришла к выводу, что развитие мозга и когнитивных функций — это ключевая база, на которой строятся все остальные навыки. В том числе эти знания помогают мне понимать возможности детей с особыми потребностями и находить подходы к их обучению.
Оглядываясь на прошедший год, я бы сказала, что главный урок для меня — это необходимость быть гибкими. В условиях постоянных изменений, будь то смена приоритетов в проекте, обновление технологий или реорганизация команды, крайне важно уметь быстро адаптироваться. Эта гибкость требует навыков, выходящих за пределы твоей специальности. Теперь я научилась рассматривать неожиданные вызовы как возможность для личностного и профессионального роста. Перестройка процессов, внедрение новых подходов — всё это не помехи, а шанс увидеть ситуацию с другой стороны.
Кроме того, я укрепилась в убеждении, что чем больше аспектов ситуации ты учитываешь, тем более взвешенные и успешные решения принимаешь.
Михаил Осипов
Методолог, образовательный консультант и автор телеграм-канала «Лаборатория онлайн-обучения»
Чему учился в 2024-м: педдизайну, андрагогике, учебной аналитике, психологии в контексте обучения; развивал управленческие навыки.
Главный урок: о том, что прогресс складывается из маленьких шагов.
В этом году я изучал разные модели проектирования учебных программ, работу с учебной аналитикой, андрагогику, педагогическую и когнитивную психологию, а также методы исследования целевой аудитории обучающихся. Участвовал в летних школах Южного федерального университета, Высшей школы экономики и School of Education. Отдельное время уделял исследовательским вопросам в педагогическом дизайне и методологии обучения. Развивал управленческие навыки работы с командами.
Главный урок года — маленькие шаги приводят к большим результатам.
Объясню: я создал крупнейшую авторскую библиотеку по педагогическому дизайну и методологии обучения, и подписчики, которые читают мой канал, иногда спрашивают: «Почему ты ещё не пишешь книги?» А у меня есть опыт написания более 100 стихотворений и около восьми рассказов, но работа именно над профессиональной литературой всегда ассоциировалось с долгим, муторным процессом с неизвестным результатом.
Оставил стереотипы в этом году и сейчас пишу электронную курс-книгу по андрагогике.
Пишется она постепенно, маленькими шагами, в свободное от работы время. Осознавать свой прогресс после каждого написанного раздела одно удовольствие. Как говорится, дорогу осилит идущий. Надеюсь на большой результат!
Наталья Охлопкова
Руководитель группы методологии направления «Дизайн» в Skillbox
Чему училась в 2024-м: мотивационному дизайну.
Главный урок: о том, как важны гибкость и готовность быстро пересобраться.
В этом году я училась «Мотивационному дизайну» в School of Education. Ближе познакомилась с тремя теориями мотивации студентов и элементами, с помощью которых их можно реализовывать. А ещё это стало классным образовательным опытом для меня самой — мне в целом очень нравится пробовать разные образовательные программы как студенту. Во время этого обучения я поняла, что меня очень хорошо дисциплинирует, когда в курсе заранее выделены часы занятий как для изучения теоретического материала, так и для его отработки на практике, во время групповых встреч с преподавателем. В таком варианте, что неожиданно, можно обойтись и без домашних заданий.
Ещё я осознала, что нельзя в полном смысле управлять мотивацией студентов, всё же это иллюзия. Можно только создать определённые условия, в которых человеку будет интересно, которые его поддержат и помогут себя организовать, почувствовать плечо коллег. При этом мотивация всегда будет идти изнутри, и на неё влияет ещё много факторов.
Также во время этого обучения вспомнила, как мне нравится продумывать гипотезы по опыту студента и рисовать схемы.
В этом году произошло много перемен в структуре работы и в составе моих коллег. Поэтому главным уроком 2024-го для меня стало, что гибкость и готовность отказаться от каких-то своих идей, быстро пересобраться и найти новые решения — это важнейшая часть жизни внутри бизнеса. А от моей гибкости зависит, насколько я смогу поддержать в качестве руководителя свою команду, вдохновить двигаться дальше, помочь найти интерес в новых вызовах.