Упражнения на пространственную память помогают улучшить математические навыки детей
К такому выводу пришли учёные из Каролинского института в Швеции.
: rido / shutterstock
Пространственное мышление и математические способности тесно связаны друг с другом. Исследование шведских учёных, опубликованное в журнале Nature Human Behaviour (краткое описание есть на sciencedaily.com), показало, что важную роль в обучении математике детей младшего школьного возраста играет как сама тренировка пространственного мышления, так и отдельные её типы. Свою эффективность в развитии математических способностей показали невербальные задачи на логическое мышление, за которыми следовали упражнения на визуальную кратковременную память.
Пространственное мышление — это способность понимать пространственные отношения между объектами. Ещё до этого учёные провели связь между способностью к пространственному мышлению и достижениями в науке, инженерии и технологиях. Однако в работе отмечается, что предыдущие попытки определить влияние уровня развития пространственного мышления на академическую успеваемость давали противоречивые результаты. Именно поэтому необходимо было провести исследование с бóльшим количеством участников, используя метод случайной выборки, и выяснить, действительно ли это влияет на успехи в учёбе.
Участие в эксперименте Каролинского университета приняли больше 17 тысяч учеников шведских школ в возрасте 6–8 лет. На протяжении семи недель они выполняли упражнения по математике и задания на работу пространственноог мышление — ежедневно дети тратили на них по 20 и 33 минуты соответственно. В первую неделю ребятам давали одинаковые задачи, а на оставшееся время эксперимента их случайным образом разделили на пять групп. Примерно половину времени школьники выполняли математические упражнения, а другая половина была отведена на тренировку пространственного мышления в виде трёх типов задач (их сложность постепенно возрастала):
- на вращение — детям надо было повернуть фигуру под разными углами, определить, в каком положении она подходит под определённый силуэт, или заполнить этот силуэт несколькими фигурами;
- на визуальную кратковременную память — требовалось воспроизвести последовательность точек на экране;
- на логическое мышление — здесь речь о невербальных заданиях, в которых на основе закономерности нужно было выбрать правильное изображение, чтобы завершить последовательность геометрических фигур.
Успеваемость детей учёные проверяли с помощью тестов по математике на первой, пятой и седьмой неделях исследования. В результате все школьники улучшили математические навыки, при этом показатели по разным типам задач различались:
- упражнения на невербальное мышление приводили к лучшим результатам, если после них дети выполняли задания на визуальную кратковременную память;
- результаты выполнения заданий на невербальное мышление и визуальную кратковременную память больше повлияли на успехи в математике, чем задания на вращение.
Учёные считают, что поскольку пространственное мышление применяется в самых разных сферах, то и его развитие поможет детям в разных областях знаний. Обычная подготовка к контрольной по математике, конечно, тоже работает достаточно эффективно, но если тренировать пространственное мышление, можно добиться ещё более успешных результатов.
Ранее в Skillbox Media рассказывали о необычном датском эксперименте, который показал, что объединение занятий баскетболом с математикой повышает мотивацию к изучению последней. А другие исследователи выяснили, что девочкам лучше даются точные науки, если они изучают их на свежем воздухе.