Образование
#новости

Учёные: заменять учителей на роботов экономически нецелесообразно

Исследователи проверили гипотезу о том, что работу людей (в том числе учительскую) могут выполнять умные машины с компьютерным зрением.

Исследователи Массачусетского технологического института (MIT) считают, что для большинства рабочих мест автоматизация с помощью компьютерного зрения — слишком дорогая технология. Проще говоря, в тех сферах, где от работников требуется регулярно оценивать визуальную информацию и принимать решения на её основе, труд людей оказывается пока дешевле роботизации.

Что это за исследование

Финансируемое MIT-IBM Watson AI Lab исследование «За пределами воздействия ИИ» (Beyond AI Exposure) посвящено задачам, которые потенциально могут быть автоматизированы с помощью компьютерного зрения. Авторы стремились перейти от общих оценок того, какую долю рынка труда затронет развитие искусственного интеллекта, к более конкретным моделям — то есть выяснить, какие именно технологии, при каких условиях и как скоро могут привести к исчезновению профессий. Компьютерное зрение выбрали, поскольку моделирование затрат на эту технологию наиболее развито.

С помощью онлайн-опросов учёные собрали информацию о 414 визуальных задачах, выполняемых представителями различных профессий. Все собранные данные касались рынка труда США. Учитывались, к примеру, задачи оценщиков недвижимости, врачей, сотрудников промышленных предприятий и учителей.

Некоторые виды работ уже успешно выполняются с помощью ИИ: сюда относятся оценка качества продуктов или сырья до начала переработки и анализ медицинских изображений. Другие — например, такие как проверка внешнего вида пациента для постановки диагноза, — пока повсюду выполняют люди. Примеры визуальных задач педагогов в исследовании не приводятся, но можно предположить, что они связаны с проверкой заданий, выполненных учениками, и взаимодействием с учащимися и коллегами.

Идея исследователей состояла в том, чтобы оценить, какую долю в общем объёме задач профессионала занимает такая работа и какой будет стоимость разработки и внедрения в эту область ИИ-систем с компьютерным зрением. Затем предполагаемые затраты сопоставляли с текущими расходами на оплату труда людей.

Какие прогнозы сделали исследователи

Расчёты показали, что в настоящее время только 23% из исследованных задач было бы экономически целесообразно автоматизировать с помощью компьютерного зрения.

Но исследователи предполагают, что их доля может увеличиться по мере снижения затрат на разработку и внедрение ИИ-систем, повышения их точности и снижения стоимости данных для обучения моделей. Если затраты будут сокращаться на 20% год от года, к 2030-му появится возможность автоматизировать 40% визуальных задач.

Что касается непосредственно сектора образования, то потенциальные экономические преимущества от внедрения компьютерного зрения оцениваются в нём как одни из самых низких. Для сравнения: в секторах розничной торговли, медицины и транспорта доля задач, которые уже можно автоматизировать, в десять раз выше.

Эксперты из HolonIQ выделили четыре направления в ИИ, у которых есть потенциал применения в образовании. Среди них были названы технологии компьютерного зрения. Однако наиболее перспективными эксперты считают использование языковых моделей и аналитику с помощью ИИ. Использование компьютерного зрения в образовании менее популярно, в последние годы оно применяется прежде всего в системах прокторинга.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована