Учёные выяснили, почему при интервальном повторении информация запоминается лучше
Давно известно, что регулярные возвращения к теме способствуют её более глубокому усвоению. Но было непонятно, как именно это работает.
dean drobot / shutterstock
Новая информация быстро испаряется из памяти, и это вечная проблема. Поэтому повторение — мать учения. Причём повторение с увеличенными интервалами работает лучше, чем с короткими. Учёные, состоящие в Обществе Макса Планка, выяснили, почему именно такой способ более эффективен. Результаты работы опубликованы на сайте организации.
Как доказывали
Учёные провели серию экспериментов на мышах. Для животных сконструировали лабиринт, в котором спрятали кусочек шоколада, и стали наблюдать, как мыши запоминают его расположение. На это давалось несколько попыток, которые совершались с разными по продолжительности перерывами. То есть одни мыши проходили лабиринт сразу несколько раз подряд, другие — с короткими по времени перерывами, а третьи — с более продолжительными.
Как и предполагали учёные, первая группа быстрее запомнила, где спрятан шоколад. А последней группе потребовалось больше всего попыток. Зато оказалось, что именно мыши из третьей группы способны дольше удерживать в памяти полученные знания по сравнению с теми, кто проходил лабиринт с меньшими перерывами. Именно они смогли вспомнить маршрут и на следующий день. То есть чем больше перерывы между заучиванием, тем лучше эта информация закрепляется в памяти.
Как это работает
На самом деле эффективность интервального повторения обнаружили более века назад. Однако её причины были плохо изучены.
Во время теста исследователи измеряли у грызунов активность нейронов в префронтальной коре. Эта область мозга напрямую связана с процессами обучения — именно она играет важную роль в решении сложных задач.
Учёные предполагали, что если несколько учебных фаз следуют друг за другом без длительных перерывов, то должны активироваться одни и те же нейроны. С интервальным же запоминанием, по их мнению, ждали обратного — включения разных нейронов.
На деле всё оказалось совсем не так. Когда исследователи сравнили активность нейронов на разных этапах обучения, они обнаружили, что в последовательных учебных фазах с коротким перерывом у животных в основном активировались разные нейроны. А при более длительных перерывах использовались те же нейроны, которые были активны во время первой фазы обучения.
Кстати, не так давно в ходе исследования подтвердили, что при записывании текста от руки информация запоминается лучше.