Исследователи из Мельбурнского университета (Австралия) решили сравнить влияние обучения в обычном классе с результатами учёбы в помещении с открытой планировкой. Результаты их работы опубликованы в научном издании npj Science of Learning.
Как проводили исследование и что выяснили
Изначально в выборку вошли 196 школьников в возрасте 7–10 лет — у них оценили академические и когнитивные способности, а также слух. В повторном тестировании спустя полтора года участвовали 146 ребят.
Суть эксперимента была довольно простой: в течение одного полугодия часть ребят занималась чтением в обычном классе (когда в помещении только один детский коллектив и их педагог), а другая — в условиях открытой планировки (когда в одном помещении располагается несколько групп учащихся, каждая — со своим учителем, как в офисах формата open space). В следующем семестре участники эксперимента менялись местами — то есть те, кто до этого учился в обычном классе, начинали заниматься в открытой планировке и наоборот. Затем они снова менялись в третьем полугодии. При этом остальные условия — одноклассники, свой учитель и прочее — оставались неизменными.
За время наблюдений все испытуемые стали читать более бегло. То есть этот навык может развиваться в любых условиях. Однако занятия в классе с закрытой планировкой дали ученикам гораздо больше — учась в них, дети читали в среднем почти в два раза больше слов в минуту, чем те, кто учился в открытом помещении (14 против 7,2). Проще говоря, этот навык развивается гораздо лучше в условиях обычного класса.
Почему снижалось развитие беглости чтения
Авторы работы объяснили, что на успеваемость ребёнка влияет ряд факторов — внутренние (например, невербальный интеллект, внимание и рабочая память) и внешние (окружающая среда).
Как уточняется, более ранние исследования показали, что сложности с восприятием речи в условиях фонового шума связаны с внутренними факторами. Однако австралийские учёные эти выводы не подтвердили — они не обнаружили связи между уровнем рабочей памяти и способностью к чтению. Это значит, что на обучение влияли именно внешние факторы — то есть шум, который обычно есть в открытых помещениях.
Исследователи назвали несколько возможных причин, по которым фоновый шум снижает развитие беглости чтения. Одной из них может быть так называемый маскирующий эффект фонового шума. Суть в том, что из-за посторонних звуков — в данном случае тех, которые исходят от других классов, — детям требуется значительно больше усилий, чтобы услышать и понять сказанное учителем. Помимо этого, в открытом пространстве больше визуальных раздражителей, которые отвлекают детей.
Кроме того, такие сложные условия, очевидно, заставляют ребёнка прилагать больше усилий, чтобы концентрировать внимание. Специалисты подчеркнули, что это лишь повышает когнитивную нагрузку, а не улучшает способность слышать. Более того, эти усилия создают дополнительную нагрузку на рабочую память и из-за этого негативно влияют на процесс обучения. Причём непонятно, сглаживаются ли эти задержки в развитии беглости чтения по мере взросления. Как отметили авторы исследования, уже известно, что пробелы в знаниях и низкая успеваемость, появившиеся в младших классах, могут сохраняться в подростковом и даже взрослом возрасте.
Кстати, ранее выяснилось, что скорость чтения ребёнка можно повысить, всего лишь увеличив расстояние между буквами в тексте. А ещё известно, что ребятам с трудностями в чтении проще справляться с этой задачей, если экран, на котором отображён текст, мерцает.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Российские школьники заняли третье место в мире по навыкам чтения в последнем PIRLS
- Учёные создали видеоигру, которая улучшает детские навыки чтения
- Письмо от руки лучше развивает навыки чтения, чем печатание на клавиатуре и просмотр видео
- Исследование выявило связь между навыками чтения и математическими способностями