Как известно, стереотипы часто мешают представительницам женского пола выбирать технические и естественные науки, а также вынуждают их чувствовать себя не очень уверенными в своих способностях. В ходе нескольких исследований учёные выявили факторы, которые могли бы сгладить проблему.
Какой канал коммуникации оказался полезным для студенток
Речь идёт о дистанционных занятиях. Группа американских исследователей решила проверить, приносит ли студентам какую-то пользу возможность обсуждать тему занятия в онлайн-чате. Работа опубликована в издании PLOS One.
Учёные наблюдали за 237 младшекурсниками, которые изучали вводный курс по биологии в Университете Миннесоты в первый семестр 2020 года — когда американские вузы только перешли на дистант из-за пандемии. Занятия проводили в Zoom — учащиеся могли высказываться устно и пользоваться чатом видеоконференции.
В ходе исследования студенты проходили опрос на тему того, какие форматы участия в занятиях им нравятся. Оказалось, что все студенты положительно отнеслись к наличию чата, но девушки оценили возможность общаться таким образом выше, чем юноши. Одна из причин заключается в том, что многих учащихся пугала необходимость устно комментировать происходящее или задавать вопросы на занятиях. И именно девушки чаще предпочитали использовать чат и действительно были в нём более активны.
Исследователи проанализировали результаты курса и сделали вывод, что само по себе наличие чата во время онлайн-занятий может повысить мотивацию и вовлечённость студенток. По мнению учёных, это особенно актуально для курсов по естественным наукам, на которых девушки в целом чувствуют себя менее уверенно.
Какой формат наставничества показал высокую эффективность
Исследователи из Массачусетского университета в Амхерсте (США) попытались выяснить, как влияет наставничество со стороны сверстников на учебные результаты студенток STEM-направлений. Их работа опубликована в издании Nature Communications.
Исследование вели с 2011 по 2019 год. За это время его участницами стали 150 первокурсниц, изучавших инженерию. Их наставниками весь первый год обучения были ещё 58 учащихся (и девушек, и юношей), которые изучали то же направление. В этом вузе, как и в других, девушки редко выбирают инженерию, и многие из поступивших не завершают обучение.
Подопечные и наставники встречались нечасто — в среднем четыре раза в год. Тем не менее поддержка помогла испытуемым сохранить мотивацию к изучению инженерии и веру в себя, а также почувствовать свою принадлежность к вузу. Причём наибольший эффект был заметен у студенток, которых сопровождали другие девушки. Кроме того, именно такие студентки чаще, чем другие, успешно завершали обучение на бакалавриате, а после этого проходили профильные стажировки. Положительный эффект сохранялся на протяжении всех студенческих лет и в первые годы профессиональной деятельности.
Проблема гендерного дисбаланса в инженерных и естественно-научных профессиях характерна для всех стран, и для России тоже. Поэтому найденные исследователями способы поддержать студенток будут актуальны и для российских вузов.
Кстати, известно, что гендерные предубеждения насчёт способностей женщин к точным наукам возникают уже в раннем возрасте — причём как у девочек, так и у мальчиков. Но не так давно учёные выяснили, что помочь справиться с этой проблемой могут научные ролевые игры.
Читайте также:
- Исследование показало, как помочь девушкам закрепиться в STEM
- Синдром самозванца у студентов STEM-направлений может негативно влиять на их успеваемость
- Названы главные факторы, которые влияют на выбор STEM-профессий школьниками
- «Ты же пойдёшь рожать»: какие барьеры не пускают девушек в инженерию и IT