К такому выводу пришла команда исследователей из Германии и Швейцарии. Их работа опубликована в журнале Neuroimage: Reports.
О каких изменениях в мозге речь
В течение всей жизни человека его мозг себя перестраивает. На изменения влияют окружающая среда и опыт — например, получение новых навыков или восстановление после заболеваний. Эту способность мозга перестраиваться называют пластичностью.
Однако с возрастом пластичность снижается, и мозг теряет серое вещество, где расположены нейроны. В результате когнитивные способности начинают постепенно ухудшаться. И это нормальный процесс, сопутствующий старению.
При этом одна из причин потери — в уменьшении объёма рабочей памяти. Рабочая память лежит в основе многих когнитивных способностей. Например, помогает надолго сохранять информацию в долговременной памяти (запомнить телефонный номер) или воспользоваться усвоенными ранее знаниями при решении новой задачи (перевести предложение с иностранного языка).
Как проводили исследование
Участниками эксперимента стали 132 пенсионера в возрасте от 62 до 78 лет, у которых не было когнитивных нарушений. Никто из них раньше не занимался музыкой.
Их разделили на две группы — одна половина испытуемых училась играть на фортепиано, а вторая активно прослушивала музыку, параллельно учась узнавать стили и звучание разных инструментов. Обе группы посвящали занятиям час в неделю в течение полугода. Кроме того, им давали домашнее задание — они должны были заниматься дома минимум по 30 минут пять дней в неделю и фиксировать продолжительность занятий.
Прежде чем приступить к эксперименту, участники прошли ряд опросов об их образе жизни и состоянии здоровья. В частности, их просили рассказать о режиме сна, которого они придерживаются. До и после обучения участники проходили процедуру магнитно-резонансной томографии (МРТ), чтобы зафиксировать изменения в мозге.
Что выяснили учёные
Исследование показало, что и занятия музыкой, и её активное прослушивание могут предотвратить снижение рабочей памяти. Благодаря занятиям увеличился объём серого вещества в четырёх областях мозга, включая области мозжечка, отвечающие конкретно за рабочую память. Их работоспособность выросла на 6%.
Кроме того, учёные обнаружили, что у участников, которые придерживались более здорового режима сна и больше времени уделяли домашним заданиям, результаты оказались ещё лучше.
Между группами тех, кто учился играть на фортепиано, и тех, кто просто слушал музыку, тоже нашлись различия. Объём серого вещества в слуховой коре (так называются области коры головного мозга, в которых происходит обработка звуков) у второй группы за полгода уменьшился. У первой группы некоторые участки слуховой коры не изменились за время эксперимента совсем.
Однако занятия музыкой и её изучение не остановили старение мозга в целом: области, не связанные с рабочей памятью или с обработкой аудиоинформации, у всех участников продолжили деградировать.
Ранее учёные из Японии доказали, что получение образования всё-таки напрямую не замедляет возрастное снижение когнитивных способностей.
Читайте также:
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!