Исследователи из Университета Эдит Коуэн (Австралия) изучили, как транскраниальная стимуляция случайным шумом (ТССШ) влияет на способность к обучению. Работа опубликована в журнале Neuroscience and Biobehavioral Reviews.
Несмотря на название, метод не предусматривает использование шума в привычном значении этого слова — это неинвазивная электростимуляция головного мозга, на который воздействуют лёгкими разрядами электрического тока случайной частоты.
Проанализировав массив более ранних исследований, учёные пришли к выводу, что такая стимуляция имеет все шансы стать полноценным инструментом для оказания помощи людям с ограниченными возможностями. Например, это актуально для тех, у кого есть неврологические заболевания. Кроме того, метод опробован в работе с теми, у кого есть проблемы со зрением — например, после инсульта или черепно-мозговой травмы. Исследователи считают, что ТССШ помогает повысить производительность, скорость обучения и концентрацию.
Авторы работы объяснили, что этот вид стимуляции помогает мозгу формировать новые связи — это называется «нейропластичность».
«Если вы чему-то учитесь, в вашем мозгу должны произойти нейропластические изменения, которые позволят вам усвоить эту информацию», — сказали они.
А ТССШ как раз помогает эту нейропластичность повысить. Причём эффект может быть как моментальным, так и накопительным.
«Если вы поучаствуете в десяти сеансах — например, проходя задания на визуальное восприятие с ТССШ, — а затем выполните их снова без стимуляции, то обнаружите, что делаете это лучше, чем контрольная группа, которая не использовала ТССШ», — пояснили специалисты.
Они также сообщили, что для нейротипичных людей эффект не будет таким значительным, поскольку они и так находятся на пике своих интеллектуальных способностей.
«Есть пример, когда учёные пытались улучшить математические навыки суперматематика, и это не оказало большого влияния на его производительность — предположительно, потому, что он уже является профессионалом в этой области», — рассказали исследователи.
Однако этот метод может быть полезен, если человек изучает что-то совсем новое. Хотя технология всё ещё находится в зачаточном состоянии и люди могут получить к ней доступ только в рамках контролируемых испытаний, у неё большой потенциал. Причём в использовании она достаточно проста. Учёные отметили, что сейчас работают над другим исследованием эффектов ТССШ, в рамках которого участникам высылают инструкции и необходимое оборудование — они пользуются им самостоятельно.
Кроме того, учёные во всём мире исследуют влияние ТССШ на восприятие, сенсорную обработку и рабочую память. Правда, уточняется, что пока нет однозначных выводов насчёт эффективности применения метода в этих сферах.
Кстати, ранее исследователи назвали способы лучше запоминать информацию, и один из них тоже предполагает стимуляцию головного мозга.
Читайте также:
- Учёные выяснили, что использование гаджетов не ослабляет человеческую память
- Студенты лучше запоминают материал, если он сопровождается видеороликами с объяснениями
- Теория когнитивной нагрузки: почему в обучении «больше» не значит «лучше»
- Стало известно, какие хобби положительно влияют на интеллектуальные способности