Образование
#новости

Учёные: по мере перехода на старшие курсы студенты вузов чувствуют себя всё тревожнее

Эксперты назвали две возможные причины для этого, и одна из них вызывает серьёзные опасения.

Исследование провели психологи из «Вышки» Мария Чумакова и Василий Костенко. Первые результаты их работы обсудили 29 ноября на семинаре Института образования НИУ ВШЭ, совмещённом с семинаром стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».

Как проводили исследование

Как объяснил Василий Костенко, обычно студенчество осмысливают через академические успехи. Но на самом деле, по его словам, благополучие связано с достижением не учебных, а личных целей, которые ставит перед собой человек. Таким образом, основным вопросом становится мотивация, которая может быть внутренней и внешней. К внутренней относятся, например, удовольствие от учёбы, интерес к ней и желание прокачивать свои компетенции. Внешняя же мотивация связана с ожиданиями родных, а также необходимостью получить диплом, строить карьеру и тому подобное.

Учёные решили выяснить, почему и зачем студенты учатся, а также как они адаптируются к университету. Базой для исследования послужили материалы Мониторинга студенческой жизни, который проводит вуз, за последние четыре года. В выборку вышли учащиеся только Высшей школы экономики.

Опросники мониторинга представляли собой список утверждений по нескольким темам: мотивация к обучению, адаптация к университету, тревога, депрессия, забота о здоровье. Студенты должны были указать, согласны ли они с утверждениями вроде следующих:

  • «в университете я чувствую себя частью коллектива»;
  • «одна из основных целей моего обучения — выполнить требования преподавателей и получить более высокие отметки»;
  • «преподавателям есть дело до моих достижений в учёбе».

Проще говоря, специалисты попытались зафиксировать, какие ощущения связаны с вузом и его средой.

Всего в выборку вошли 17,9 тысячи анкет, их разделили на срезовые и лонгитюдные потоки. В первую группу вошло 13 тысяч однократно заполненных опросников, а остальные данные — ответы, которые один и тот же человек давал в разные волны мониторинга.

Кроме того, в лонгитюдной части исследование студентов разделили на пять групп:

  • те, кто все эти годы показывал стабильное благополучие;
  • те, кто был и остался в зоне риска;
  • те, кто перемещался из одной категории в другую (здесь было представлено несколько групп, поскольку есть разные варианты перемещения).

А респондентов срезовых опросов разделили на три группы:

  • те, кто испытывает сильное ощущение принятия, безопасности и у кого преобладает внутренняя мотивация к учёбе;
  • те, кто комфортно ощущает себя в университете и у кого работает как внутренняя, так и внешняя мотивация;
  • те, кого отличает низкий уровень принятия, безопасности и у кого преобладает внешняя мотивация к учёбе.

Третья группа, по словам исследователей, — потенциальные клиенты психологов. «То есть мы можем задуматься о неблагополучном состоянии этой группы студентов и сделать вывод, что сочетание преобладающей внешней мотивации учиться и низкого уровня принятия, безопасности становятся маркером группы риска», — пояснила Мария Чумакова.

Что узнали о психологическом благополучии

Учёные выдвинули несколько гипотез о причинах, по которым студенты попадают в группу риска. Они анализировали несколько факторов:

  • курс (год обучения);
  • необходимость оплачивать обучение (бюджет или платное отделение);
  • гражданство (российское или иностранное);
  • пол;
  • факультет.

Оказалось, что последний критерий никак не влияет на психологическое благополучие. Почти все остальные факторы тоже не имели системного влияния на результат, значение имел только курс. По мере перехода на более старшие курсы риск попадания студента в неблагополучную группу увеличивается.

Мария Чумакова предположила, что это связано либо с тревогой из-за приближающегося выхода на рынок труда и в самостоятельную жизнь, либо в образовательной среде присутствуют факторы, которые отодвигают студентов от благополучия.

Что выяснили про мотивацию

У респондентов, которые вошли в лонгитюдную выборку, внешняя мотивация оказалась стабильной на протяжении всего времени учёбы. Это, кстати, опровергает опасения многих преподавателей о том, что по мере приближения выпускного курса студенты начинают всё больше бороться за баллы, ориентируясь на свой рейтинг.

А вот внутренняя мотивация, как оказалось, меняется — она постепенно снижается во время учёбы в бакалавриате и при переходе в магистратуру. Это может быть признаком ухудшения психологического благополучия, считают авторы исследования. При этом ощущение принятия и безопасности тоже постепенно ослабевает при переходе на старшие курсы бакалавриата, но усиливается при поступлении в магистратуру. С чем связаны эти тренды, учёные предполагают выяснить в будущем.

Подчёркивается, что необходимо работать над снижением вероятности попадания студентов в группу риска. Вероятно, акцент нужно делать на внутренней мотивации и на ощущении принятия и безопасности. Именно разработкой такого профилактического подхода специалисты и намерены заняться в следующие два года.

Как объяснили авторы исследования, разобраться во всём этом необходимо, поскольку благополучие — психологический коррелят успешности. Проще говоря, быть успешным — значит комфортно себя чувствовать. А развитие методики достижения успеха одна — из задач указанного ранее стратегического проекта.

Кстати, ещё в конце прошлого года специалисты одного из ведущих исследовательских издательств в мире Taylor & Francis порекомендовали вузам заботиться о психологическом состоянии студентов. Это явно актуально и для нашей страны: в сентябре 2021-го учёные Российской академии образования выяснили, что более 20% первокурсников отечественных вузов имеют эмоциональные проблемы. А если судить по результатам нового исследования специалистов НИУ ВШЭ, к старшим курсам их доля растёт.

Однако есть и повод для радости: в сентябре этого года Минобрнауки утвердило концепцию развития сети служб психологической поддержки в вузах.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована