Образование
#новости

Учёные определили наиболее эффективный подход к применению интеллект-карт в обучении

Оказалось, что для запоминания имеет значение, составляют интеллект-карты сразу после изучения темы или сначала пишут краткий конспект.

Исследование, в котором участвовали 60 старшеклассников из государственной школы испанского города Хаэн, опубликовано в журнале Frontiers in Education. Его целью было определить, какая комбинация различных видов практики извлечения (retrieval practice) способствует лучшему запоминанию.

Эксперимент состоял из трёх занятий с перерывами в 14 дней между ними. Первая встреча была установочной: подросткам объяснили, в чём суть исследования, попросили предоставить согласие на участие и заполнить несколько опросников об академических интересах и способностях. На этом же занятии участникам показали, как составлять интеллект-карты (от англ. mind map) на основе прочитанного текста, и дали возможность потренироваться в парах.

На втором занятии школьникам предложили прочитать за пять минут текст о видах натуральных волокон и производстве тканей из них. Потом их случайным образом разделили на две группы. Участники в первой группе сначала должны были написать краткий конспект прочитанного, а затем составить интеллект-карту с помощью этого текста. Вторая группа действовала наоборот: сначала школьники составляли интеллект-карту, а потом писали краткий конспект.

На третьем занятии участники отвечали на 15 открытых вопросов по теме текста. В большинстве вопросов проверялось простое запоминание ключевых положений, но были и задания на проверку того, какие выводы школьники могут сделать из прочитанного. Кроме того, исследователи проанализировали содержание составленных участниками на втором занятии конспектов и интеллект-карт.

Оказалось, что во время конспектирования все школьники запомнили больше положений текста, чем во время составления интеллект-карт. Но через две недели содержание темы лучше вспомнили участники, которые сначала рисовали интеллект-карты, а потом писали конспект. То есть для долговременного запоминания этот порядок предпочтительнее.

Исследователи предполагают, что составление схемы без опоры на конспект ведёт к формированию более проработанной и чёткой ментальной модели, по которой затем проще вспоминать изученное. Об этом говорит и тот факт, что школьники, которым удалось создать наиболее полные интеллект-карты на втором занятии, на третьем особенно хорошо отвечали на вопросы, в которых требовалось сделать вывод из текста.

Однако учёные подчёркивают, что этот способ запоминать информацию хорош не для всех. Предыдущие исследования показали, что интеллект-карты могут быть сложны для младших школьников. Да и участники этого эксперимента составляли менее качественные и подробные схемы, чем испытуемые — студенты вузов, участвовавшие в других исследованиях.

Ранее стало известно, что созданные самими студентами онлайн-карточки для заучивания новой информации работают лучше, чем готовые. При этом эффективнее всего оказался подход, при котором учащиеся сами формулируют записанные на карточках определения (а не просто копируют их из учебника). Это ещё раз подтверждает, что для запоминания полезна более интенсивная работа с извлечением информации из памяти.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована