Скидки до 50% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Образование
#новости

Учёные нашли проявления Zoom-усталости в работе мозга

Исследование подтвердило — усталость от видеоконференций вполне реальна. Чтобы её почувствовать, достаточно 50 минут онлайн-лекции.

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей

Австрийские учёные показали, что прослушивание лекции в формате видеоконференции вызывает более выраженную физиологическую усталость, чем посещение аналогичного очного занятия. Исследование опубликовано в Scientific Reports.

Что такое Zoom-усталость

Феномен Zoom-усталости стал известен во время пандемии коронавируса. Это состояние описывают как эмоциональное истощение из-за большой продолжительности онлайн-общения. И хотя ситуация с ограничениями для очных мероприятий уже изменилась, формат видео-конференц-связи стал куда более популярным, чем до пандемии. А значит, множество людей могут столкнуться с его неприятными психологическими эффектами.

Zoom-усталость быстро начали изучать среди прочего в образовании. Такие исследования были в основном опросными: то, насколько проявляется эмоциональное истощение, оценивали по отзывам участников исследования. Например, в 2021 году Zoom-усталость изучали в Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ). Тогда большинство опрошенных студентов отметили, что после нескольких онлайн-занятий им становится сложно концентрироваться, проявляется эмоциональная и физическая усталость. А 21% учащихся сообщили, что на дистанционном режиме у них проявились проблемы со сном.

Австрийские учёные среди первых оценили Zoom-усталость не по опросам после видеоконференций, а с помощью исследовательской аппаратуры в режиме реального времени.



Что сделали исследователи

В ходе эксперимента участники слушали лекцию в университете: в половине случаев преподаватель читал её очно, во второй половине — дистанционно по видео-конференц-связи. В течение всего 50-минутного занятия исследователи фиксировали активность мозга каждого участника с помощью электроэнцефалограммы участников (ЭЭГ), а также измеряли их сердечный ритм. Кроме того, до и после лекции учёные проверяли нейрофизиологические реакции испытуемых — например, в задачах на удержание внимания. А ещё участники заполняли опросники для оценки их эмоционального состояния.

В группе было 35 человек — студентов вуза в среднем возрасте 24 года. Каждый участвовал в онлайн- и очном эксперименте с разницей в неделю. Так исследователи смогли сравнить психологическое и физиологическое состояние одного и того же студента после лекций в разных форматах. Чтобы подтвердить, что испытуемые действительно слушали лекцию, после занятия им задавали простые тесты по теме.

Что выяснили в результате эксперимента

Анализ показал, что после видеолекции участники испытывали более выраженную усталость. Субъективно они чувствовали себя более вялыми и утомлёнными после онлайн-занятия. И эти ощущения удалось подтвердить с помощью ЭЭГ.

Сравнение нейрофизиологических реакций при выполнении схожих когнитивных задач до и после лекции показало, что после онлайн-занятия участники были меньше сфокусированы. После очной лекции, конечно, реакции участников тоже не оставались в точности такими же, как до неё. Но эти изменения были разнонаправленными, носили случайный характер. А после видеолекции у студентов наблюдались похожие паттерны реакций, которые говорят об утомлённом состоянии.

А согласно записанным во время лекции данным ЭЭГ, в ходе онлайн-занятия участники меньше времени поддерживали сосредоточенное внимание. Но если сравнивать, через какой период после начала лекции участники начинали чувствовать утомление и отвлекаться, то здесь в любом формате это срабатывает примерно одинаково. Возможно, во время очного занятия студентам всё же лучше удавалось фокусироваться на лекции после того, как они в первый раз отвлеклись.

По словам авторов исследования, результаты доказывают, что видеолекции могут быть лишь дополнением к традиционным очным занятиям, так как этот формат слишком негативно влияет на концентрацию и эмоциональное состояние. Избежать Zoom-усталости, судя по результатам предыдущих работ, помогают более частые перерывы в коммуникации, чем это требуется для очного формата.

Однако у работы есть ограничения: поскольку это был лабораторный эксперимент, его условия были далеки от реалистичных. Так, студенты не могли взаимодействовать с преподавателем. А ещё для прослушивания онлайн-лекции их, как и для очного занятия, собирали в группу в университете. Чтобы подтвердить выводы о том, к каким нейрофизиологическим последствиям ведут продолжительные видеоконференции, потребуются исследования в реальном учебном контексте.

Кстати, ранее исследование учёных из Германии показало, что онлайн-обучение связано с более низким уровнем полезного физиологического стресса: проще говоря, при таком формате обучения участники занятий более расслабленны и невнимательны. Позднее исследователи выяснили, что на этот параметр можно влиять, добавляя в занятия интерактивные элементы.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована