Об этом говорится в 31-м выпуске информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования». Исследование базируется на данных опросов, проведённых среди учителей в рамках одноимённого проекта в 2020/2021 учебном году.
Как учителя оценивают долю талантливых детей в школах
В исследовании уточняется, что общепризнанных определений одарённости и таланта нет, и каждый педагог понимает их по-своему, интуитивно составляя критерии для их определения.
Как показал анализ, 79% российских учителей считают, что в их школах не более 25% учащихся с ярко выраженными способностями. Причём 47,7% опрошенных уверены, что доля таких учеников не превышает 10%. В то, что в их учебных заведениях как минимум половину можно считать одарёнными, верят лишь 3%.
Что влияет на мнение педагогов о талантах учеников
Оказалось, что в этом играет роль расположение образовательной организации: чем меньше населённый пункт, тем чаще педагоги склонны считать, что у них одарённых учеников у них мало или вообще нет.
Кроме того, на суждения учителей влияет и тип учебного заведения — те, кто работает в обычных школах, чаще полагают, будто у них нет одарённых учеников. А вот педагоги лицеев и гимназий, напротив, обычно уверены, что среди их подопечных более 50% можно считать талантливыми.
Вне зависимости от оцениваемой ими доли талантов учителя склонны считать, что меньше всего таких детей в начальной школе. Больше всего одарённых, по мнению респондентов, в 5–9-х классах.
Исследование показало, что мотивированные и одарённые дети находятся в зоне особого внимания педагогов — дополнительные уроки по своему предмету для них проводят 57,7% учителей. Чаще всего этим занимаются педагоги старше 50 лет и те, чей стаж превышает 20 лет.
Чем больше в школе талантливых детей, тем внушительнее доля педагогов, которые проводят для них дополнительные занятия. Среди респондентов, считающих, что в их учебном заведении одарены не более 10% учеников, это делают 50,3%. А из числа верящих, что таких детей более половины, — 73%.
Тем не менее если сравнивать объём времени, которое посвящают одарённым и другим категориям учащихся, видно, что талантливым детям уделяют меньше всего внимания. В среднем — 2,4 часа в неделю.
Есть ли у учителей компетенции для работы с одарёнными
Только 17,3% респондентов указали на недостаток у них компетенций для работы с очень способными детьми. Кроме того, известно, что лишь 11,6% принимали участие в мероприятиях, направленных на изучение соответствующих методик. При этом педагоги старшего возраста и с большим стажем реже говорили про недостаток компетенций.
О том, что этих навыков не хватает, в основном заявили педагоги, преподающие гуманитарные дисциплины, математику и естественные науки, а также педагоги младших классов. Реже всего про это говорили учителя ОБЖ, физкультуры и культурологии.
Исследование показало, что всего 20% педагогов получают надбавки за дополнительную работу с одарёнными. Причём ситуация сильно различается в обычных школах и гимназиях с лицеями. В первом случае за работу с талантами стимулирующие выплаты получают только 18,5% учителей, а во втором — 32%. Получается, что такая работа в основном ведётся на личном энтузиазме педагогов.
Любопытно, что наличие надбавок связано с тем, какую долю подопечных педагоги считают мотивированными или одарёнными. Например, среди учителей, которые считают, что более половины учащихся в их школах талантливы, вдвое больше тех, кто получает стимулирующие надбавки за внеурочную работу с одарёнными.
Какие выводы можно сделать из этих данных
Авторы бюллетеня отмечают, что сегодняшняя система работы с талантливыми школьниками несовершенна. И хотя часть учителей получает дополнительные выплаты за работу с ними, объём таких занятий и их эффективность незначительны. Кроме того, процедура выявления таких детей не прозрачна, поскольку базируется на субъективных представлениях учителей об определении одарённости.
В связи с вышеизложенным учёные считают, что сейчас для государства особенно актуально расширять возможности по работе с талантливыми детьми на базе общеобразовательных организаций. По мнению специалистов, необходимо повысить внимание к условиям для ведения такой деятельности именно в обычных школах. Они также говорят о необходимости увеличить охват детей учреждениями, которые выявляют и развивают таланты.
Кстати, президент Российской академии образования Ольга Васильева, выступая в апреле на международной ассамблее «Ученик в современном мире: формула успеха», высказала иную точку зрения: по её мнению, в последние годы в России слишком увлеклись развитием именно одарённых детей, но хорошо бы обратить внимание и на остальных. Дело в том, что 20% детей не достигают даже пороговых значений функциональной грамотности.
К слову, в другом выпуске Мониторинга образования НИУ ВШЭ опросы педагогов показали, что в России 17,6% неуспешных учеников, 77,7% хорошистов и всего лишь 4,7% отличников. В итоге возникает вопрос: как учителю найти время на работу с самыми талантливыми, если самые слабые тоже требуют его внимания?
Заметную роль в развитии талантов могут играть специальные учебные заведения — в частности, построенные по модели «Сириуса». В сентябре прошлого года его руководитель Елена Шмелёва сообщила, что в стране уже создано 62 подобных образовательных центра.
Читайте также:
- Обучение одарённых детей становится более доступным. Но не везде, конечно
- Чем больше у педагога в классе неуспешных, тем больше он приписывает ответственность семье
- Цитата недели: о неуспешности, которая тянется из школы в вуз и потом в работу
- Составлен рейтинг регионов по реализации образовательного потенциала