Учебный контракт для мотивации студента: что это такое и как его используют
Нет, это не договор о платном обучении, и он вообще не про деньги.
Кадр: фильм «Социальная сеть» / Columbia Pictures / Relativity Media
В некоторых странах довольно активно применяют learning contracts, то есть учебные контракты или учебные соглашения (перевод с английского на русский язык в нашей литературе пока разнится). Это договорённость между преподавателем и его студентами: участники учебного процесса обязуются соблюдать ряд правил и соглашаются с тем, как этот процесс организован. Предполагается, что благодаря такому документу удаётся избежать разногласий и мотивировать студентов проявлять большую самостоятельность в учёбе. Но так ли это на самом деле?
В этой статье разберёмся:
- откуда взялись учебные контракты и как они связаны с андрагогикой;
- как сформулировать учебный контракт и кто его составляет;
- связаны ли учебные контракты и контрактное оценивание;
- какие преимущества и недостатки у учебных контрактов;
- как одних они приводят к разочарованию, а других — к успеху.
Как появились учебные контракты
Учебные контракты появились в США в 1970-х. Они стали следствием, во-первых, зарождения идей о персонализированном обучении, во-вторых, концепции обучения на протяжении всей жизни, а в-третьих — андрагогики, науки об обучении взрослых. Неслучайно, что опыт внедрения и создания таких контрактов обобщил идеолог андрагогики, знаменитый американский педагог Малькольм Ноулз в 1980-х. В своей книге «Использование учебных контрактов» учёный признавался: идея таких контрактов витала в воздухе, и он не может утверждать, что не подслушал её у кого-то из коллег.
Контракт, объяснял Ноулз, учитывает и закрывает потребности обучения взрослых:
- Потребность в знаниях. Человек должен понимать, зачем именно учится, какие преимущества он получит от учёбы. Подготовка учебного контракта становится своеобразным вызовом, который стимулирует человека подумать об этом.
- Потребность в самостоятельности. Взрослые, считает Ноулз, нуждаются в самостоятельности, в том числе в обучении. Работа над контрактом помогает людям «присвоить» себе это обучение: вместе с преподавателями и наставниками определить, чему и как именно учиться, в какой последовательности это делать и с какими результатами.
- Потребность в персонализации. Все люди учатся по-разному, и учебный контракт даёт возможность сделать обучение более гибким и персонализированным.
- Потребность в готовности учиться. Взрослые учатся, когда им нужно достигнуть определённой цели, причём потребности редко возникают одновременно. Контракт помогает синхронизировать потребность и время учёбы.
- Потребность в организации обучения вокруг жизненных задач. Обучение взрослых обычно сконцентрировано не вокруг темы курса, а вокруг проблем и задач, с которыми они постоянно сталкиваются. Контракты позволяют устанавливать учебные цели, в зависимости от потребностей конкретного человека.
- Потребность во внутренней мотивации. В отличие от детей, взрослые в меньшей степени подвержены внешней мотивации, им, скорее, требуется развивать внутреннюю — и учебные контракты подталкивают их к этому.
Ноулз оговаривается — метод контрактов далеко не всегда эффективен.
Например, контракты, по его мнению, будут полезны в корпоративном обучении, в высшем и даже в школьном образовании, в определённых обстоятельствах (например, заочном, асинхронном или междисциплинарном обучении). А вот если нужно развить конкретный физический навык (к примеру, по работе с техникой) или речь идёт об обучении предмету, с которым человек плохо знаком, контракты будут не столь полезными.
Причина этого проста: когда человеку нужно освоить конкретный навык, например, работу на станке или умение орудовать скальпелем, ему нужно сосредоточиться на определённом действии — рефлексия ему вряд ли поможет. А если ученики совершенно незнакомы с предметом, то они вряд ли смогут верно обозначить учебные потребности, цели и прописать детальный план обучения.
В версии Ноулза контракт прописывает сам учащийся — по сути, он заключает договор с самим собой. Преподаватель, наставник или инструктор просто даёт рекомендации и проверяет такой контракт.
Какие бывают контракты и как они формируются
В своей книге Ноулз приводит типологию контрактов, предложенную одним из американских вузов:
- Обзорный контракт (Survey contract) — для изучения содержания разных областей знания.
- Методологический контракт (Methodological contract) — для исследования методов и способов мышления, характерных для одной или нескольких дисциплин.
- Тематический контракт (Thematic contract) — для исследования различных тематических дисциплин.
- Исследовательский контракт (Research contract) — для углублённого изучения проблемы, требующего обширной работы в лаборатории либо в «полевых» условиях.
- Контракт по навыкам (Skill contract) — для приобретения навыков в таких областях, как искусство или иностранные языки.
- Применяемый контракт (Applied contract) — для интеграции аудиторного и полевого опыта или теории и практики.
- «Заочный» контракт (Off-campus study contract) — для обучения в другом колледже или университете, проведения исследования в специализированных институтах, для стажировки или проведения «полевого» проекта.
Независимо от обстоятельств, Ноулз в одном из примеров приводит пошаговую инструкцию для подготовки контракта. Он предлагает тем, кто учится:
- Определить свою учебную потребность — то есть проанализировать, какие навыки и знания нужны для достижения целей и где есть пробелы. Чтобы точнее определить эти пробелы, учёный предлагал самостоятельно расписать модель компетенций.
- Сформулировать учебные результаты — то есть определить, что именно нужно знать и уметь делать в результате обучения. Этот пункт учитывает именно результаты, а не процесс обучения. Причём прописать эти результаты нужно в ясных, понятных формулировках.
- Подобрать стратегии и ресурсы — это всё, что поможет освоить нужный результат. Ресурсы необходимо соединить с результатами. Например, человек хочет повысить свою производительность, то есть выполнять ежедневно на 20% больше работы. Тогда ресурсы и стратегии будут включать поиск и изучение литературы по управлению своим временем, сбор советов от успешных коллег и руководителей, выбор лучших техник тайм-менеджмента, подготовку и реализацию собственного плана на неделю.
- Формирование свидетельств — за этой формулировкой скрываются свидетельства того, что учащийся находится в процессе освоения целей. Ноулз приводит несколько примеров: для навыков таким свидетельством может быть их реальная или тестовая демонстрация, которую оценят наблюдатели, а для знаний — способность их продемонстрировать в письменном или устном виде (например, в эссе или на экзамене).
- Подтверждение свидетельств — то есть критерии оценивания своего прогресса в достижении целей. Так, для области навыков это может быть скорость выполнения, гибкость, креативность, а для области знаний — глубина, ясность и полезность.
- Согласование с консультантом. В примере консультантами могут выступать друзья, коллеги, преподаватели (понятно, что именно в учебной обстановке это скорее преподаватели или наставники). Согласование подразумевает получение обратной связи — понятно ли написан контракт, стоит ли его дополнить.
- Исполнение контракта. Ноулз предостерегает, что у этого этапа есть особенность: в процессе учёбы взгляды на неё могут измениться, и если это произойдёт, то следует изменить и текст контракта.
- Оценка. После выполнения контракта стоит подтвердить, действительно ли человек научился тому, чему собирался. На этом этапе Ноулз рекомендует самый простой шаг: проверить вместе с консультантом заполненную таблицу из пункта 4 и 5.
Конечно, не все контракты составляются по этим шагам, однако чаще всего современные преподаватели продолжают использовать рекомендации Ноулза.
Стоит сделать одну оговорку: учебный контракт не всегда означает план самого студента. Иногда так называют двусторонний документ — соглашение между преподавателем и учениками об оценивании в рамках курса. На английском оно называется термином grading contract (оценочный контракт или контракт по оцениванию), однако и термин learning contract (учебный контракт) тоже иногда используется как синоним. Такой договор составляют обычно преподаватели, хотя и обсуждают его условия со студентами.
Каковы плюсы и минусы учебных контрактов
Практики и теоретики приводят ряд полезных свойств учебных контрактов. Основной плюс заключается в персонализации — каждый студент ориентируется на собственные нужды и интересы. Второе ключевое преимущество — вовлечённость. Считается, что чем больше студенты планируют своё обучение, тем больше в него вовлекаются (но практика показывает, что это утверждение спорно).
Однако у учебных контрактов есть и несколько существенных недостатков. Во-первых, переход к модели, когда студент вуза или даже сотрудник в организации самостоятельно решает, что и как ему учить, для многих тяжёл. Большинство людей всё же привыкли к системе, когда всё решает преподаватель. Во-вторых, контракты не так-то просто составить — цели могут получиться размытыми или слишком амбициозными. Да и мотивация студентов также может хромать.
Для тех, кто учит, контракты означают иной подход к преподаванию — педагог или куратор принимают скорее роль фасилитатора, чем обычного носителя и транслятора знаний. Да и на работу со студентами уходит значительно больше времени: та же персонализация означает, что к каждому из них нужен индивидуальный подход.
Работают ли контракты на практике
«Я пообщался с большим числом студентов за первые пять недель, чем за последние пять лет. Я узнал больше об их индивидуальных предпочтениях в психологии, чем когда-либо. Я также узнал, что студенты крайне неуверенно делают выводы, принимают решения и делают выбор во всём, что влияет на их обучение. Это то, что всегда делалось за них», — так описал американский профессор Патрик Уайтхэд свои впечатления о попытке внедрить учебные контракты на практике.
От этой затеи Патрик в итоге отказался совсем — он пришёл к выводу, что контракты подойдут только очень мотивированным студентам. Лишь треть его учеников действительно интересовались учёбой самой по себе, для остальных же это было лишь средством достижения других целей. А большая часть просто искала способы избежать лишней нагрузки.
Однако есть и более позитивные примеры.
Контракты для отстающих
В одном из университетов США контракты заключили со студентами, которые плохо справились с первым экзаменом по инженерии. Часть из них пригласили на встречу с преподавателем, где предложили заключить персонализированный контракт.
С одной стороны, этот контракт предполагал долю автономности (студент сам прописывал цели и время на занятия), с другой — включал три обязательных условия:
- обещание сдать все задания и прочесть нужную литературу;
- обещание попросить о помощи в случае необходимости (этот же пункт включал встречи с преподавателем, частоту которых выбирали сами студенты);
- контракт будет расторгнут, когда студент добьётся своей цели на следующем экзамене либо — если он решит, что не хочет его соблюдать, — когда уведомит об этом преподавателя.
Что получилось в результате этого эксперимента? Студенты, подписавшие контракт, чаще выполняли все задания курса, чем их однокурсники, однако меньше читали. Они также выделяли больше времени на выполнение домашних заданий и чаще посещали встречи с преподавателями.
Пожалуй, самым впечатляющим достижением стали результаты экзамена — большая часть «контрактников» значительно улучшила свои результаты. Хотя остальные отстающие (которые отказались от контракта или которым его не предлагали) тоже подтянулись, у подписавших контракт успех получился заметнее.
Правда, организаторы эксперимента признали: нельзя с уверенностью сказать, что именно контракты помогли студентам исправиться. Тем не менее они признали, что контракты вполне могли сыграть свою роль.
Контракт в гибридном обучении
Контракты по системе Ноулза попробовали в Падуанском университете (Италия) для студентов на курсе менеджмента в сфере образования. Участие в эксперименте приняли 37 студентов в возрасте от 24 до 54 лет, большая часть из них были действующими педагогами. Причём некоторые приходили на очные занятия в аудиторию, а часть занималась онлайн. Внедрение контракта в вузе разделили на три этапа:
- Определение пробела в знаниях и навыках. Преподаватели заранее подготовили список образовательных результатов, а студентов попросили оценить свою степень знакомства или овладения соответствующим предметом по шкале от 1 до 4 с помощью онлайн-опроса в LMS.
- Презентация. Тут студентам подробно объяснили, что представляют учебные контракты, зачем они нужны и как с ними работать. В том числе им предложили два онлайн-видео: с объяснениями теории и с практическим примером составления контракта.
- Создание контракта. Студенты самостоятельно заполняли форму, а при необходимости могли обратиться к преподавателю, куратору или сокурсникам (через студенческий форум). Причём контракты публиковались онлайн, и на протяжении курса студенты могли вносить в них исправления.
В конце курса студенты прошли опрос и высказались, что они думают о системе контрактов. Результаты получились неоднозначными: для кого-то контракты стали отличной рефлексивной практикой, возможностью подумать о том, как именно они учатся, но для некоторых это задание было слишком сложным.
При этом 15% студентов поделились, что им не хватило времени на полноценную работу с контрактом в течение курса, а 20% сообщили, что хотели бы иметь побольше времени на подготовку этого документа.
А ещё контракты постоянно меняли: исследователи подсчитали, что в среднем за три месяца каждый студент внёс около 213 изменений в свой контракт.
В целом же, хотя контракты и оказались практикой «не для всех», большинство студентов отнеслось к ним добросовестно, можно сказать, что они посмотрели на собственное обучение новым взглядом.
Контракт от преподавателя
Бывают и случаи, когда контракты упрощают до нескольких стандартных пунктов — и пишет их преподаватель. Например, лектор Лондонского университета королевы Марии Равшанбек Отоджанов предложил студентам просто подписать подготовленный им документ.
Он включал такие пункты, как «Я буду приходить на лекции вовремя», «Я буду задавать вопросы, если мне что-то непонятно», «Я буду выполнять домашние задания». Равшанбек предложил студентам заполнить опросник в конце курса (участие в опросе приняли 279 человек) и включил туда вопросы о контракте. Например, он предложил им оценить утверждения «Я полностью следовал условиям контракта», «Я занимался и прилагал усилия для изучения каждого модуля».
Результаты тоже получились противоречивыми. Преподаватель обнаружил, что соглашение позитивно повлияло на учебное поведение в целом: студенты действительно старались соблюдать его условия и прикладывать максимум усилий. С другой стороны, данные опроса показали, что внутренней мотивации студентам контракт не прибавил — утверждение «Учебный контракт мотивировал меня учиться сильнее» получило низкие отметки.
К слову, контракты используют не только в высшем образовании (таких описанных примеров объективно больше), но и в школьном, и в корпоративном обучении. Вероятно, они могут сработать, если студенты достаточно мотивированы, а у преподавателей достаточно ресурсов для их внедрения.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!