Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) прекратила переговоры о вступлении России в неё. Об этом сообщает пресс-служба ОЭСР.
При чём здесь сфера образования
Именно ОЭСР проводит PISA — международное исследование, которое оценивает умение 15‑летних школьников использовать знания на практике. И поскольку организация теперь не намерена принимать Россию, это может значить, что исследование в нашей стране тоже проводить не станут как минимум в ближайшую волну — в 2022 году.
Национальным центром проведения PISA в России является Федеральный институт оценки качества образования. Мы обратились в него за разъяснением перспектив PISA‑2022 в России, однако там сообщили, что пока не готовы дать комментарий на этот счёт.
Почему это важно
Результаты PISA не только помогают проследить, как меняются успехи российских школьников из года в год, но и позволяют оценить нашу позицию среди других государств по уровню функциональной грамотности подростков.
Более того, итоги указанного исследования используются для расчёта «средневзвешенного места России» — показателя, который отражает положение России относительно других стран по качеству школьного образования. Напомним, планировалось, что к 2030 году Россия должна войти в топ‑10 стран по качеству образования.
Чтобы рассчитать это средневзвешенное место, используются результаты международных исследований PISA, PIRLS и TIMSS. Методология расчёта утверждена приказами Минпросвещения и Рособрнадзора.
Кстати, если ОЭСР решит прекратить проведение PISA в России, то её примеру может последовать и международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA — организатор PIRLS и TIMSS.
Если хотя бы одно из этих исследований перестанут проводить в РФ, то методику расчёта средневзвешенного места придётся каким-то образом корректировать, а если российские школьники не смогут участвовать ни в одном из них, то этот показатель придётся выводить из данных других исследований или прекратить его использование.
Как вообще обстоят дела с показателем качества образования в России
В апреле прошлого года директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко заявил, что показатель средневзвешенного места России в группе международных исследований в 2020 году был равен 13,5 (плановое значение — 14; самый высокий возможный результат — 1). То есть фактически произошло опережение.
Правда, здесь всё не так просто. Дело в том, что в изначальной редакции паспорта нацпроекта «Образование», утверждённой в декабре 2018 года, были указаны другие значения. Согласно документу, в 2020-м показатель должен был составить не 14, а как минимум 12. Правда, плановые критерии должны были пересмотреть после оглашения результатов PISA за 2018 год (это происходит спустя год после проведения исследования). Видимо, это всё-таки реализовали, поскольку результаты PISA‑2018 оказались хуже предыдущих.