Образование
#Интервью

Туры по кампусам вместо рум-туров: что такое стадитьюб

И что об этом сообществе стоит знать сотрудникам вузов.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Ксения Романенко

Кандидат наук об образовании, научный сотрудник и доцент Института образования НИУ ВШЭ.

В феврале 2024 года Ксения представила на открытом семинаре Института образования доклад по совместной с преподавателем и стажёром-исследователем факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Анастасией Макарьевой научной работе — о том, кто такие стадитьюберы и что вузам стоит о них знать. Мы расспросили её об этом феномене подробнее.

Что такое стадитьюб

— Какие блоги можно отнести к стадитьюбу?

— Думаю, нужно ориентироваться на то, как само сообщество определило свои границы.

Во-первых, это блоги, запущенные частными лицами. В них, конечно, есть модели монетизации, а некоторые блогеры стали спикерами на университетских или EdTech-мероприятиях, но изначально это инициатива частных лиц, а не самих вузов или других институций.

Во-вторых, такие блогеры — это студенты, которые рассказывают о своей студенческой жизни. Очень часто началом стадитьюб-блога бывает переезд для учёбы в другой город или другую страну.

В-третьих, контент об учёбе — только часть блога, в нём часто отражается и другая жизнь стадитьюбера. Мы с моей коллегой Анастасией Макарьевой проследили, что когда блогер оканчивает вуз, его канал продолжает существовать, но уже не по теме образования, а, например, по теме ментального здоровья, или саморазвития, или путешествий, или поиска возможностей в карьере. Это возможно, потому что изначально контент плотно связан с личностью человека и его индивидуальной жизнью, и аудитории это тоже интересно.

— А какие блоги по близким темам, например об обучении, не вписываются в стадитьюб?

— Например, сюда не будет относиться блог учёного, который даёт публичные лекции. Человек, который рассказывает о своей области экспертности, — не стадитьюбер.

Дело в том, что у стадитьюб-блогов обычно есть общие приёмы и форматы с бьюти-блогами, с тревел-блогами, с лайфстайл-блогами. А в блогах экспертов такое обычно не наблюдается. Стадитьюберы снимают туры по кампусу вместо рум-туров, обзоры приложений вместо обзоров косметики и так далее. От подхода эксперта, который ведёт, к примеру, свой блог об актуальных проблемах университетской жизни, это сильно отличается.

— Какого рода образовательный контент встречается в стадитьюбе, а какой нет?

— В таких блогах мало научно-популярного контента даже по тем темам, которые человек изучает в университете. Это скорее ниша научного просвещения, в стадитьюбе такие темы попадаются, но редко.

Но вообще образовательного контента там очень много. Например, как сформировать себе привычки или, как говорят, рутины для продуктивного обучения. Или как лучше запоминать информацию и готовиться к экзаменам. Как совместить занятия физкультурой, учёбу и здоровый сон. Как вести конспекты и библиографию, как написать интересное эссе по всем правилам. Эти темы привязаны не к содержанию учёбы, а к её формату, и потому могут быть интересны для всех студентов, независимо от направления обучения.

Кто и зачем смотрит стадитьюб-блоги

— Когда сформировалось сообщество стадитьюберов?

— В 2010-е годы появились первые такие блоги, и после 2015-го прослеживается появление сообщества. В пандемическое время стадитьюб переживал расцвет, и он до сих пор жив и здоров. Но трудно сказать, будет ли это так в дальнейшем.

Конечно, тема учёбы из блогов не исчезнет — люди, которые ей интересуются, продолжат об этом рассказывать. Но форматы меняются, и я не гарантирую, что через год мы обнаружим всё на прежнем месте. Мне кажется, стадитьюб уже сейчас «застывает» в текущем состоянии.

— Почему у вас и у Анастасии появился интерес к изучению этой темы?

— Тему и данные для анализа принесла Анастасия Макарьева. На тот момент мы вместе работали в Лаборатории развития университетов. Анастасия сама смотрела стадитьюб-блоги и планировала изучить их с психологической точки зрения. В стадитьюбе одна из ключевых тем — мотивация к обучению, то, как настроиться на продуктивную работу, поднять самоэффективность и так далее. И было бы интересно посмотреть, а как влияет на зрителей такой контент.

Мы быстро поняли, что для психологического исследования потребовался бы продолжительный эксперимент: надо было сравнивать группы учащихся, которые смотрели и не смотрели такие блоги. И я предложила подойти к этой теме с другой стороны, как к исследованию медиа. Я много лет занималась исследованиями цифровых сообществ, в первую очередь фанатских.

Пример скриншота из ролика популярного стадитьюбера
Кадр: Anastacia Kay / YouTube

— Фанатские сообщества в чём-то похожи на стадитьюб?

— Есть понятие культуры соучастия, его ввёл один из первых исследователей фанфикшена Генри Дженкинс. Оно, в том числе, связано с изменением иерархий.

С развитием интернета появилось много практик, направленных не просто на потребление — «писатель написал, я прочитал», «музыкант спел песню, я купил билет на концерт», — а на так называемую трансформирующую рецепцию. Писатель написал — а я осветил в своём книжном блоге или написал фанфик, где герои, которые в книге умерли, выжили. Или я вообще собрал команду, и мы сделали фанатский фильм по части книги.

Сейчас такие практики настолько распространены, что это уже не просто какое-то необычное хобби, а новое свойство того, как люди учатся и работают с информацией. Уметь работать с разными материалами, переделывать их, составлять своё мнение, создавать собственные продукты на основе чужих и прочее — новые составляющие цифровой грамотности.

И мне кажется, что стадитьюб отражает эти же процессы. Это создание собственного продукта с опорой на уверенность в том, что студенты тоже имеют право высказываться об университете, собирать свою аудиторию, формировать площадки для обмена мнениями и для распространения информации.

— А в какого рода информации обычно заинтересована аудитория таких блогов?

— Когда мы начали рассказывать про это исследование, очень много коллег, друзей откликались и говорили, что тоже их смотрят. Так мы убедились, что многие использовали стадитьюб для поиска информации об университетах, о мотивационных письмах, правилах поступления и сдачи экзаменов.

То же самое показывают открытые источники, которые мы анализировали, — комментарии под роликами, их обсуждения в соцсетях. У части зрителей есть заинтересованность в конкретной теме. То есть у кого-то стоит задача подготовить мотивационное письмо для поступления в магистратуру, и поиск информации приводит в стадитьюб.

Что важно, это не инструкция на сайте вуза, а живой человек, который с интересом, увлечённо рассказывает о своём опыте. Причём не только об успехах, но и о неудачах. Мне кажется, это очень здоровая тенденция с психологической точки зрения.

Благодаря ей люди понимают, что престижные вузы и направления, куда трудно пройти отбор, созданы не исключительно для гениев. Можно провалиться, но в итоге всё равно поступить, пусть не с первого раза — и это нормально.

— А почему такие блоги смотрят те, у кого уже нет задачи поступить?

— Одновременно с такой задачей или отдельно от неё может быть интересна сама личность человека, который ведёт блог. Это роднит стадитьюб с другими типами блогов — в них тоже нужна яркая фигура автора, которая должна быть заметна. В своей статье мы работаем с понятием микроселебрити, которое ввели цифровые этнографы.

Под селебрити, знаменитостями мы обычно подразумеваем каких-то голливудских звёзд или людей, широко известных своей экспертизой в определённой области, — это может быть выдающийся врач, публичный интеллектуал, популярный писатель. А микроселебрити, микрознаменитости интересны не столько экспертизой, сколько личным опытом.

И поэтому в их блогах важны квазисемейные или квазидружеские отношения с подписчиками, важна ценность искренности. Такие блогеры выполняют не только информационную работу, но и аффективную, эмоциональную: они демонстрируют эмоции, вовлекают в них своих подписчиков. Это значит делиться неудачами и радостями, в том числе плакать на камеру, рассказывать, как ты расстроен. Отдельный вопрос, сколько в этом искреннего и настоящего, но такая демонстрация — ключевой аспект в стадитьюбе, как и в других нишах. Это такой закон жанра.

Чем стадитьюб-блоги полезны вузам

— А в тех случаях, когда сотрудники университета пытаются заимствовать такие форматы, это срабатывает?

— На мой взгляд, не вполне. Я не имею в виду, что пресс-службам университетов не надо пробовать разные форматы и привлекать студентов к записи роликов или к фотосессиям — это замечательно. Но такие видео и публикации — не в полной мере стадитьюб. Они аффилированы с конкретным вузом, выступают как часть вузовской медийной кампании, и это не то же самое, что работа независимого блогера.

При этом в стадитьюбе мы практически никогда не видели каких-то разоблачений, негатива про университеты. Для него характерна попытка выйти на какой-то позитив, жизненный урок, полезную мотивацию и так далее. Но когда это индивидуальный блог, у зрителя складывается ожидание независимого мнения, индивидуальной экспертизы и искренности. В аффилированных медиа такого нет.

— А что в таком случае, с вашей точки зрения, университеты могли бы вынести из этого явления?

— Важно смотреть не столько на специфику конкретного феномена, а на то, что мы можем понять через этот феномен. Сегодня стадитьюб есть, а завтра будет популярно что-то другое. Интересны, на мой взгляд, две вещи.

Первое — как и во всех остальных сферах, пора принять, что больше не существует монополии на высказывание у официальных спикеров. Люди обращаются к самым разным источникам информации, в том числе и неофициальным. И те, кто, например, отвечает за набор в вузы, должны понимать, что есть и такой источник информации — частные блоги. Стоит брать их в список анализируемых источников, чтобы отслеживать, как информация о вузе подаётся там, не искажается ли она, что важно для абитуриентов и студентов.

И второе, что мне кажется самым интересным, — нужно выделить сюжеты, которые в этих блогах пользуются популярностью, и на них обратить внимание в работе вуза.

— Какие это могут быть сюжеты?

— Например, в стадитьюбе очень важен фокус на ментальном здоровье, на самочувствии, на благополучии. Это значит, что у студентов есть запрос на откровенный разговор, на поддержку психологических служб, на то, чтобы оценивание и коммуникация с университетскими сотрудниками была человечной, а оценивание было выстроено с учётом какого-то физического и психического здоровья и прочее. Это один аспект.

Другой аспект как раз связан с прозрачностью оценивания, чтобы всегда было понятно, почему какая-то оценка получена и что надо сделать, чтобы было лучше.

И ещё один вывод можно сделать из востребованности формата «учись со мной». Это такой онлайн-коворкинг, когда блогер ведёт стрим, как, например, пишет домашнее задание, а люди подключаются и тоже работают над своими задачами. Время от времени они отписываются, что сделали за прошедшее время, слушают общую музыку и так далее.

Надо сказать, это не уникальный формат стадитьюба, есть специальные программы, которые позволяют делать такие коворкинги. Но о чём это говорит? При всех разговорах про атомизацию и при всей радости студентов, что можно учиться у себя дома и не надо каждый день ехать через весь город в аудиторию на 30 человек, есть огромный запрос на совместную учёбу. И это может быть источником для того, чтобы придумать какие-то подобные практики для внутренней жизни вуза, чтобы студенты учились счастливее и продуктивнее.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Высшее образование со Skillbox

Вместе с ведущими университетами страны — РАНХиГС, СПбГУ и МПГУ — мы запустили дистанционные программы обучения. Вы получите не только теоретические знания, но и практический опыт, которого всегда не хватает выпускникам.

Узнать подробнее
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована