Образование
#Мнения

Цитаты января: про олимпиады, студентов и образование, которое — вообще всё

Собрали самые яркие цитаты, прозвучавшие в первый месяц года.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Про образование, которое всё определяет

Алексей Кудрин

председатель Счётной палаты


Где: Гайдаровский форум, дискуссия «30 лет российскому рынку»


— Всё ближайшее время определит образование. Вообще, качество образования, обучения с детских лет, компетенции, навыки, умение работать в быстро меняющемся рынке (мы половину профессий нынешних через 30 лет потеряем), готовиться к постоянно меняющемуся миру всю жизнь <…> — вот это важнейшая вещь. Мы к этой вещи ещё даже серьёзно не подошли. Мир уже начал процесс перестройки образования, мы ещё только подходим к этому. Осознание уже есть. Но это на всё влияет: на качество госуправления, на качество предпринимательства, на качество технологий, инноваций у нас в стране. Оно является определяющим.

На правах модератора дискуссии Александр Шохин, президент РСПП, задал участникам вопрос: если бы можно было выбрать как приоритет всего одну реформу, чтобы достичь национальных целей развития, то на чём важнее всего сосредоточить усилия? Алексей Кудрин назвал сферу образования и пояснил это приведёнными выше словами.

Про олимпиады школьников

Наталия Любомирская

академический директор школы «Летово»


Источник: ТАСС


— У нас беда в том, что олимпиады превратились в такой формат, который «загоняет» детей. Они начинают «рваться», пытаются выучить огромное количество того, что им не нужно для дальнейшей жизни и учёбы. В девятом классе уже можно благодаря олимпиадам получить право без вступительных экзаменов поступать в вуз, что совершенно неправильно. Нужно просто для девятиклассников отменить эту возможность.

По мнению Любомирской, олимпиада должна быть именно «спортом» ради удовольствия, а не «спортом» высоких достижений. Льгота для победителей и призёров олимпиад школьников при поступлении в вузы уже давно вызывает множество вопросов и претензий в связи с тем, что по ряду направлений в ведущих вузах порой все бюджетные места занимают олимпиадники, не оставляя возможностей даже высокобалльникам по ЕГЭ. Насколько это справедливо? Мы обсуждали это явление в интервью с исследователем из НИУ ВШЭ Ильёй Праховым.

Про студенческое предпринимательство

Дмитрий Чернышенко

вице-премьер


Где: совещание по вопросам социально-экономического развития РФ

Источник: government.ru


— Основная задача — сделать университет местом запуска новых стартапов. Мы дадим возможность каждому желающему развиваться в этом направлении. <…> До конца этого года не менее 30 тысяч студентов пройдут через массовый тренинг, где им поднимут предпринимательские компетенции. Тысяча из них получат уже конкретные гранты на создание стартапов. Мы проведём 150 акселерационных программ, в которых студенты будут представлять свои проекты потенциальным инвесторам и получат реальные первые инвестиции в свой бизнес. Мы откроем первые 15 университетских стартап-студий, которые помогут студентам создавать такие технологические стартапы.

Вице-премьер рассказывал о планах Минобрнауки по запуску платформы университетского технологического предпринимательства. К её созданию подтолкнули результаты опросов, показавшие, что более 60% студентов хотят начать своё дело, при этом 83% считают, что им для этого нужны соответствующее образование и навыки, а также программы господдержки.

Про педагогическое образование

Игорь Реморенко

ректор МГПУ


Источник: Telegram-канал «Научно-образовательная политика»


— Педагогическое образование стало популярным потому, что практики развития человека стали распространяться за пределы системы образования. Сегодня разные отрасли нуждаются в кадровом обновлении: необходимо наращивать компетенции, работать с воображением, способствовать формированию творческого мышления. Этому можно научиться, и именно это привлекает абитуриентов в нашем городском университете.

Игорь Реморенко поделился этим наблюдением в связи с результатами анализа качества приёма в российские вузы в 2021 году, которые в январе представил Институт образования НИУ ВШЭ. Но не исключено, что кроме той причины, которую назвал ректор МГПУ, в пользу выбора педагогической специальности говорит ещё и то, что направление «Образование и педагогические науки» — лидер по количеству выделяемых бюджетных мест (в 2022/2023 учебном году этому направлению выделят 13,6% от всех мест в бакалавриате, магистратуре и специалитете, оплачиваемых за счёт федерального бюджета, а в 2023/2024-м — уже 22%). Это связано с дефицитом педагогических кадров в государственном секторе. Кстати, в январе стало известно, что более половины педагогов выбрали бы свою профессию снова, если бы им заново пришлось определяться со специальностью.

Про привлечение молодёжи в приоритетные профессии

Артём Метелев

председатель комитета Государственной думы РФ по молодёжной политике


Источник: Telegram-канал «Научно-образовательная политика»


— Стипендии могут стать эффективным инструментом решения стратегических для государства задач. Например, на прошедшем заседании комитета с участием министра Валерия Фалькова я предложил, чтобы стипендии повышенные получали те, кто живёт в трудодефицитных регионах. Например, Дальний Восток. Снизили ипотеку — здорово! А если поднимут стипендии, то многие будут поступать в дальневосточные вузы и оставаться там жить.

То же самое сработает, если повышенными стипендиями регулировать поступление на приоритетные для экономики профессии. То есть не огульно всем поднять стипендию, а исходя из целей. Это моя аргументация. И буду добиваться этого.

Комитет Государственной думы по науке и высшему образованию и профильные ведомства собираются заняться обсуждением вопроса увеличения стипендий для студентов вузов. Что касается идеи привлечения с помощью повышенных стипендий в дефицитные и важнейшие для государства сферы, то, возможно, она хорошо сработает на стадии поступления в вузы по этим направлениям, но вопрос в том, пойдут ли потом выпускники работать по специальности. Так, по данным рекрутингового сервиса SuperJob, лишь 40% россиян после окончания вуза работают по профессии. Замглавы Минобрнауки РФ Дмитрий Афанасьев на Гайдаровском форуме объявил другую цифру: 65%. Например, проблему нехватки учителей давно пытаются решать, увеличивая количество бюджетных мест по педагогическим специальностям, однако экс-министр просвещения Ольга Васильева в 2020 году озвучила данные о том, что работать в школы идут меньше половины выпускников педвузов.

Про «правильный» и «неправильный» интернет

Олег Смолин

заместитель председателя комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию


Где: круглый стол в Общественной палате

Источник: Агентство городских новостей «Москва»


— Одна из сложных задач, которая стоит перед современным образованием, и я бы сказал шире — перед современным человечеством, — это сделать интернет по максимуму образовательным и по минимуму вредным. Пока мы наблюдаем, очень часто в результате злоупотребления интернетом, примитивизацию личности и даже конртпросвещение. Человек читающий и человек, смотрящий картинки, — это разные психологические типы личности. Поэтому сделать интернет средством просвещения — это очень важная задача.

С лета 2021 года обсуждаются планы по созданию «белого» интернета для школьников — защищённой среды для получения учащимися только допустимой и полезной информации. Об этом заявлял глава Минпросвещения Сергей Кравцов, и эту программу поддерживает комитет Госдумы по просвещению. Но этот проект всего лишь создаёт среду непосредственно для обучения, не ограничивая при этом школьников в использовании интернета в свободное время в личных интересах.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована