Цитаты недели: почему высшее образование не может быть чисто прикладным
Министр пояснил, зачем нужен вуз, если профессию, например в сфере креативных индустрий, можно получить на курсах. Ответ: для картины мира.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Валерий Фальков
Министр науки и высшего образования РФ
Источник: creativityweek.ru
— Высшее университетское образование соединяет в себе две, казалось бы, несочетаемые характеристики: с одной стороны, фундаментальность. Потому что не важно, в области креативных индустрий, инженерии, истории, — если ты поступаешь в университет, то это не только знания, навыки, это определённые ценности и картина мира. И тебя должны фундировать, ты должен разбираться в том, что происходит, у тебя должна сложиться определённая, извините, онтология. <…> Вторая характеристика — это практичность образования.
Григорий Заславский
Ректор ГИТИСа
Источник: creativityweek.ru
— «Полуфабрикатом» являются узкие специалисты, замечательно получившие все необходимые знания в своей области. Здесь очень много опасностей. Несформировавшаяся и несформированная личность, имеющая узкие профессиональные знания, — это большая опасность для общества.
Контекст
Валерий Фальков выступал в рамках Российской креативной недели — форума, который прошёл в Москве с 7 по 10 июля и был посвящён развитию креативных индустрий. К ним относятся искусство, дизайн, компьютерная графика, разработка игр, телевидение и новые медиа, мода, архитектура и урбанистика, маркетинг и так далее. Министр рассказывал о том, каким, по его мнению, должно быть образование в этой сфере.
Директор форума Марина Абрамова задала вопрос, ссылаясь на компанию — лидера в разработке компьютерной графики (но не называя её). По словам Абрамовой, представители этой компании говорят, что компьютерной графике невозможно научиться в теории. Поэтому они готовы в партнёрстве с вузами учить условно 50 студентов в год на практике. Должно ли в связи с этим высшее образование в сфере креативных индустрий быть более практико-ориентированным?
Министр ответил, что нужно чётко разделять два вида образования — высшее и дополнительное (второе можно получить и параллельно с высшим, и после него). Дополнительное — это как раз чисто прикладное, практическое. А высшее образование должно прежде всего давать фундаментальность, картину мира и формировать человека как личность. Например, у того, кто учится журналистике, должен быть в программе блок, не связанный с медиа, но формирующий его как личность. Однако при этом нельзя забывать и про прикладную сторону будущей профессии. Эта часть, конечно, тоже должна быть в современных университетах.
Именно поэтому обучение в вузе не может быть коротким. Нельзя делать программы, где за два с половиной года выдаётся диплом о высшем образовании в новомодной области. На чисто прикладной программе человек, может быть, состоится как профессионал, но как личность с хорошим кругозором и ценностными основаниями — вряд ли, объяснил Валерий Фальков. С этим мнением согласился и присутствовавший на дискуссии ректор ГИТИСа Григорий Заславский.
В то же время, по словам главы Минобрнауки, нужно выделять ситуацию, когда человек уже получил фундаментальное высшее образование, пусть и в другой сфере, а потом хочет получить знания и навыки в креативной индустрии. Например, после физико-математического факультета идёт изучать саунд-дизайн. Это совсем другое дело. В таком случае, считает Валерий Фальков, возможна и непрофильная магистратура длительностью один-два года.
Заметим, что в последние годы в высшем образовании усиливается роль воспитательной части — видимо, как раз её министр считает формирующей картину мира человека. Согласно закону «Об образовании в РФ», образовательные программы должны в обязательном порядке включать в себя рабочие методы воспитания и календарный план воспитательной работы. Воспитание, в свою очередь, включает в себя «формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Кроме того, в 2022 году принято решение ввести во все вузовские программы, независимо от направления обучения, обязательный курс по истории России, а недавно Минобрнауки выдвинуло предложение о курсе по гибридным войнам.