Цитаты недели: почему плохо, что из образования «уходит сложность»
Эксперты считают: плохо даже не то, что школьники используют нейросети для выполнения домашек, а то, как именно они это делают.
Яков Сомов
генеральный директор «Лекториума», президентский лицей №239 (Санкт-Петербург)
Где: ММСО-2024
— Человек по натуре ленив и будет обходить любые правила. Все школьники, начиная с 5-го класса, будут использовать ChatGPT. Надо понимать, что вся наша система домашних заданий скомпрометирована. Эссе, сочинения, да любые задания, если их задали на дом, скорее всего, уже «„Яндекс“ поможет решить». <…> Можем ли мы вообще сохранить эссе, сочинения как концепцию того, что человек должен сложные идеи и материалы «протаскивать» через свою голову? Главный вопрос: в какой момент дети должны сталкиваться со сложностью? Мне кажется, создавать и удерживать более сложную картину мира в голове можно, только сталкиваясь со сложностью — сложной книгой, сложным произведением, сложным фильмом, сложной экскурсией и так далее. Сейчас такое ощущение, что сложность уходит. Нам нужно придумать механизм, как мы этот процесс будем администрировать, чтобы люди становились умнее, сталкивались со сложностью.
Елена Казакова
член-корреспондент РАО, профессор, директор Института педагогики СПбГУ
Где: ММСО-2024
— Мы находимся в той стадии, где ИИ объективно может стать фастфудом, который искалечит естественный интеллект. Мы, сохранив привычную для нас систему образования, обрекаем наших детей на деградацию. И рано или поздно окажется следующее: что есть такой туповатый потребитель, который привык всё время к своему ИИ обращаться, и в конечном итоге ИИ всё-таки начнёт управлять этим туповатым [потребителем], организуя ему комфортную жизнь в таком человекозоопарке. Очень не хочется пройти по этому пути. Поэтому надо не упрощать, надо усложнять. Надо пересматривать имеющийся у нас арсенал. Надо использовать ИИ как способ создания более сложной, интересной, творческой картины мира. Для этого сделано уже очень много. Коллеги, надо усиливать в человеке человеческое, а не просто [развивать] как «хозяина ИИ».
Николай Пшеничный
декан факультета довузовского образования НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Где: ММСО-2024
— Прошёл год, когда появилось огромное количество бесплатных и условно бесплатных продуктов, обеспечивающих доступ к нейросетям, а уровень запросов [школьников] вообще не изменился. Из серии: «Кто основатель русского национального театра? Островский, Белинский, Гончаров?», или «Сожгли 100 грамм жира — сколько выделилось килокалорий?», или «Доклад на две страницы о вреде наркотиков». То есть неглубокие запросы неглубоких людей. <…> По факту школьники, получив в руки эквивалент волшебной палочки, продолжают показывать детсадовские фокусы. Но это не потому, что они тупые. Нет, они не тупые. Просто система не ставит перед ними сложные вызовы.
Контекст
На Московском международном салоне образования — 2024 состоялась дискуссия «Искусственный интеллект в учительских практиках: что, зачем и как?». Речь шла не только о прикладных рекомендациях и примерах, как и для чего могут использовать различные инструменты на основе генеративного ИИ педагоги, но и о рисках использования этих инструментов школьниками. Собственно, из-за этих рисков и поднялась в прошлом году волна разговоров о том, что генеративные нейросети, вроде ChatGPT, совершат революцию в гуманитарном образовании.
Яков Сомов при этом отметил главным риском исчезающую сложность в образовании. «Есть у меня ощущение, что нас с вами вскоре будут окружать [сплошные] пересказы, саммари. Основная угроза: потеря смысла через упрощение». Из этого следует, что нужно каким-то образом проектировать для учащихся полезную сложность.
Рассуждая о кризисе традиционных домашних заданий, которые с генеративными нейросетями стали попросту бессмысленными, Яков упомянул, что надеяться на проверку системами типа «Антиплагиата» нельзя: «Я изучал вопрос, математически это невозможно».
Усаживать всех писать эссе и сочинения при учителе, сдав телефоны, — тоже вроде бы не вариант (а как же атмосфера доверия?).
Если разобраться, что человек понимает тему или нет, можно только в разговоре, значит, в образовании должен быть разговор, предположил спикер и предложил задуматься, какой это должен быть разговор.
Эту тему продолжил Николай Пшеничный, рассказав, как он пообщался с ребятами, которые занимаются у него на подготовительных курсах, — это девяти-, десяти- и одиннадцатиклассники — и выяснил, что те используют громадный потенциал инструментов на базе нейросетей для совершенно примитивных задач. И их нельзя в этом обвинять — какую планку им ставит система образования, на такую они и ориентируются. «Немножко задумайтесь: а что сделали лично вы, чтобы усложнить систему образования, чтобы они захотели развиваться?» — заключил он.
Дискуссию по этой теме подытожила Елена Казакова. Она иронично заметила: чтобы списать нынешние домашние задания, искусственный интеллект школьникам вообще не нужен, достаточно простого поискового запроса в интернете — и найдётся готовое сочинение или готовый доклад. «Что просим, то они и отдают, и не надо упрекать», — согласилась она с мыслью Николая Пшеничного. Более того, было бы странно, если бы дети не пользовались для выполнения заданий теми инструментами, которые у них появились благодаря цифровизации: «Надо быть тупым, чтобы пилить ножовкой, когда у тебя есть бензопила».
Как раз именно поэтому необходимо усложнение, считает директор Института педагогики СПбГУ: «Нам придётся отказаться от определённого способа организации определённых процессов нашего образования — в сторону усложнения». И если этого не сделать, то последствия для развития интеллекта — человеческого, а не искусственного — могут быть очень плачевными.