Цитаты месяца: про регулирование EdTech, онлайн и цель высшего образования
Собрали самые яркие высказывания в важных дискуссиях февраля. Вдруг вы что-то пропустили?
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Про регулирование EdTech и «псевдопреподавателей»
Дмитрий Гусев
Депутат Госдумы РФ
Источник: Znak.com
— Сферу оказания образовательных услуг в Сети нужно детально изучать. Например, сегодня прозвучало предложение разработать критерии, которые бы чётко могли отделить блогеров, которые дают качественный образовательный продукт, и так называемых инфоцыган. Возможно, для этого потребуется разработать требования к квалификации таких блогеров.
Сергей Гребенников
Член комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности
Где: круглый стол «Российский EdTech: тенденции и перспективы» на площадке Общественной палаты РФ
— На мой взгляд, с чем мы в самое ближайшее время столкнёмся: законодатели <…> в Госдуме начали обсуждать некое лицензирование или создание реестра недобросовестных, так назовём их, «инфоцыган». Очень не хотелось бы, чтобы вот это лицензирование отразилось на тех качественных сервисах, которые создаются сегодня крупнейшими компаниями, которые тратят очень большое количество денег для того, чтобы не просто создать какие-то платформы, а сделать так, чтобы появились новые рабочие места.
Наталья Кравченко
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности
Где: круглый стол «Российский EdTech: тенденции и перспективы» на площадке Общественной палаты РФ
— Понятно, что очень многих процесс такого регулирования может затронуть. Важно не выплеснуть ребёнка с водой, потому что мне кажется, что, к сожалению, пользователи сегодня в Instagram*, во «ВКонтакте» и в других социальных сетях иногда подписываются на таких вот, на мой взгляд, недобросовестных «преподавателей» в кавычках и после этого считают, что онлайн-образование — это обязательно некачественно. Не хочется, чтобы вот такое общение с этими «инфоцыганами» привело к тому, что люди захотят поставить крест на всём другом онлайн-образовании.
Антон Горелкин
Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по информационной политике, ИТ и связи
— Сейчас в диджитал-среде всё больше положительных примеров саморегуляции. <…> Я думаю, образовательные онлайн-платформы тоже должны прийти к общему противодействию «инфоцыганам» как главной угрозе, которая дискредитирует онлайн-образование в целом. Что может быть результатом подобного альянса? Во-первых, чёткое позиционирование: «Здесь вас не обманут, и только здесь вы можете рассчитывать на результат». Не знаю, возможно, отрасль не видит в «инфоцыганах» конкурентов, но по факту ваших клиентов сегодня отбирают именно они, и людям нужен какой-то знак качества, какая-то маркировка онлайн-курсов, чтобы неискушённый человек сразу понимал, что вот гарантии, что меня здесь не разведут на деньги. <…> Лучший вариант сегодня для образовательного бизнеса — это когда правила определяются и придумываются не депутатами, а рождаются внутри индустрии, вырабатываются профессиональным сообществом <…>, а уже потом законодатель должен облечь их в норму права.
Ставшая актуальной в прошлом году тема регулирования онлайн-обучения для взрослых получила продолжение. В Госдуме прошло закрытое совещание на тему «Проблемы дополнительного профессионального образования в цифровом формате», где предложили создать реестр недобросовестных онлайн-коучей. Затем в Общественной палате РФ обсудили перспективы EdTech.
Про онлайн и цифру, которые то ли ужасные, то ли полезные
Никита Анисимов
Ректор НИУ ВШЭ
Где: интервью «Российской газете»
— Конечно, поточная лекция — это всегда «искра». Человек выходит к аудитории в 500 человек, заряжается энергией и выдаёт такое, что в пустой аудитории или перед экраном вряд ли получится. Качество онлайна зависит от того, кто создаёт «продукт», от самого педагога и от команды, которая ему помогает. Если есть профессиональная команда людей, которые готовят онлайн-лекцию — помогают с презентацией, с видео, с интерактивом, — разницы в качестве не будет.
Александр Адамский
Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»
Где: колонка в «Вестях образования»
— Много деталей, без решения которых онлайн превращается в механическую копию офлайнового обучения и ничего, кроме перегрузки детей и учителей, раздражения родителей, не вызывает. Зато по отчётам всё нормально, нацпроект у нас выполняется.
Рифат Сабитов
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций
Где: круглый стол «Российский EdTech: тенденции и перспективы» на площадке Общественной палаты РФ
— Есть малонаселённые пункты, где проживает от 100 до 500 человек. Соответственно, там есть школа, [которой] очень трудно найти учителя — начальных классов и специалистов по разным дисциплинам. Поэтому в данном случае дистанционное обучение может быть даже плюсом. Если есть возможность провести туда широкополосный интернет, обеспечить техническими средствами, хорошие учителя, преподаватели из хороших школ и вузов могут спокойно дистанционно ребят обучать. В этом тоже есть свои плюсы. Поэтому надо, наверное, всё положительное применять в нашей жизни.
Наталья Кравченко
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности
Где: круглый стол «Российский EdTech: тенденции и перспективы» на площадке Общественной палаты РФ
— Обучение в дистанционном режиме требует другой дидактики и других подходов. Нельзя теми приёмами, которыми ты работаешь в классе, обучать с таким же успехом детей онлайн. <…> Сейчас идёт процесс комбинации и сочетания форм. Безусловно, не идёт речи о том, чтобы перевести школьников в дистанционный режим навсегда. Но уже невозможно не замечать и не использовать те цифровые решения и инструменты, которые помогают автоматизировать рутинные процессы, разнообразить уроки в классе и домашнюю работу.
Ольга Васильева
Президент Российской академии образования
Где: интервью РИА «Новости»
— Сегодня мы слишком далеко отошли от антропологического понимания педагогики, увлеклись технологиями во всех их проявлениях, забыв о самом главном, о формировании человека.
Вред принёс онлайн-формат или благо, спорить будут ещё долго. Между тем родители школьников в очередной раз высказались, что думают про учёбу на дистанте.
Про развитие мышления как цель высшего образования
Сергей Филонович
Руководитель департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
Где: семинар Института образования НИУ ВШЭ «Способность думать» как главная цель высшего образования: как её измерять и развивать»
— Серьёзная проблема в том, что у нас в стране практически нет этапа последовательного развития мышления у учащихся. Мы сразу даём им профессиональное образование. Такова наша система обучения в высшей школе. Студенты всё больше и больше становятся прагматиками, и в этом смысле они, конечно, принадлежат к транзакционной модели. Когда пытаешься ввести дисциплины, которые помогут расширить их систему мышления, они активно сопротивляются.
Борис Чернышёв
Заместитель председателя Госдумы РФ
Источник: News.ru
— Цифровизация, достижения в области робототехники и искусственного интеллекта скоро приведут к тому, что многие профессии окажутся ненужными. Поэтому необходимо менять образовательный подход в целом. У современного образования уже другие требования — на смену традиционным академическим знаниям приходит умение быстро соображать и креативно мыслить.
Американские эксперты представили результаты большого исследования, в котором оценили, зачем люди идут получать высшее образование и что оно им даёт. О результатах рассказали на вебинаре Института образования НИУ ВШЭ. А поскольку сейчас много говорится о том, что вузы должны давать не только профессиональные знания, но и развивать софт-скиллы, пять российских университетов объединились в консорциум, который разработает для всех вузов программу по развитию этих навыков, их измерению и оценке.