Цитата недели: «Зона образования стелется под запрос тех, кто туда приходит»
Похоже, у тех, кто учит и создаёт обучение, назрел запрос на возвращение в образование «тоталитарного тренда».
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Константин Богомолов
Режиссёр, художественный руководитель Московского драматического театра на Малой Бронной и Театра Романа Виктюка.
Где: ПМЭФ, Форум креативного бизнеса.
— Наблюдаю то поколение, которое приходит в театры, в творческие профессии, вижу, какие они не в хорошем смысле ломкие, хрупкие, ищущие комфорта, защищающие себя… Мне кажется, зона образования немножко стелется под запрос тех, кто туда приходит: «Дайте мне комфортные условия, дайте мне интересную профессию, дайте мне, чтоб всё было клёво, здорово, весело, интересно»… Я бы очень хотел возвращения в эту зону тренда такого тоталитарного, тренда требований, тренда системы мастеров, снижения нежности и ласки по отношению к дорогим талантам, которые поступают в эту профессию.
Контекст
На состоявшейся в рамках Петербургского международного экономического форума дискуссии «Образование в креативных индустриях: актуальный контекст и образ будущего» её модератор и директор Universal University Мария Ситковская попросила Константина Богомолова прокомментировать развитие генеративного искусственного интеллекта — заменит ли он часть профессионалов в креативных индустриях? Режиссёр уверенно ответил, что нет, ИИ может быть полезным инструментом, но природа творчества останется ему недоступна, потому что искусство вырастает из боли и противоречий, а технологии, напротив, направлены на облегчение, устранение трудностей. Затем он продолжил мысль тем, что в профессии в сфере искусства должны идти люди очень требовательные к себе — а в молодом поколении, в частности актёров, этой черты не наблюдается.
По мнению Константина Богомолова, стать профессионалом ему самому помог опыт преодоления, которым была наполнена учёба и на филологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова, и в ГИТИСе (её он описал словами «адова атака»). А новые поколения приходящих в творческие профессии, отметил он, воспитаны в культе «доброго отношения» и не готовы отстаивать себя. В перспективе, считает режиссёр, это опасно, и, вероятно, системе образования нужно перестать «стелиться» под запросы учащихся.
И хотя реплика Константина Богомолова относилась к тем, кто приходит в сугубо творческие профессии — актёрам, режиссёрам, художникам, — участники дискуссии поддержали его примерами из других сфер образования. Похоже, эта тема давно наболела. «Нам надо прекратить танец с бубном вокруг студента!» — высказалась Гульназ Кадырова, декан факультета Высшей школы управления Финансового университета при Правительстве РФ. Она пояснила, что студенты — особенно те, кто учится платно, — считают образование услугой и не понимают, что его результат зависит от их собственного труда.
Проблему потребительского отношения учащихся к образованию отметили не впервые. Например, в прошлом году на онлайн-митапе «Опыт студентов в современном университете» директор по цифровизации образования МФТИ Дарья Гриц рассказала о таком выводе исследований по теме: чем больше у учащихся выражена потребительская ориентация, тем сильнее они уверены, что уже по факту приобретения курса имеют право на хорошие результаты по нему, и тем меньше склонны выстраивать свой учебный процесс, вкладывая в него время и усилия.
То, что студенты избалованы отношением к ним как к клиентам образовательных сервисов, порой замечают и в корпоративном обучении, и в EdTech. Как обсуждалось на прошлогодней конференции «СберУниверситета» «Больше чем обучение: новые приоритеты в меняющемся мире», игрокам EdTech-рынка приходится конкурировать со всеми современными и удобными цифровыми сервисами, которыми люди пользуются в повседневной жизни: если LMS устроена и выглядит старомоднее, чем приложение банка, это уже вызывает дискомфорт. Есть мнение, что современные люди не хотят напрягаться ни в этом, ни в более принципиальных для обучения моментах.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Цитаты недели: почему плохо, что из образования «уходит сложность»
- В Госдуме решили окончательно преодолеть рыночно-сервисный подход к образованию
- В США вуз уволил профессора из-за жалобы на сложность его предмета
- Исследователи из НИУ ВШЭ доказали, что студентам нравятся сложные задания
- Продуктовый подход в образовании: что это такое и зачем нужно