Образование
#Мнения

Цитата недели: «Сегодня педагогические навыки необходимы не только в школе»

Ректор МГПУ — о том, какие карьерные пути сегодня открывает педагогический диплом.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Игорь Реморенко

Ректор МГПУ


Источник: Минпросвещения России


— Рост популярности педагогических профессий обусловлен тем, что сегодня педагогические навыки — как общаться с людьми, как договариваться, как наладить сотрудничество — необходимы не только в школе. Большая трансформация педагогического образования позволяет научиться работать с социальным окружением так, чтобы максимально раскрыть потенциал каждого человека.

Контекст

Эти слова ректор Московского городского педагогического университета произнёс во время визита в университет министра просвещения Сергея Кравцова. Речь шла о востребованности педагогических специальностей: по словам министра, в этом учебном году абитуриенты подали в 1,5 раза больше заявлений по педагогическим направлениям, чем в прошлом, и сегодня они занимают третье место по популярности после медицинских и IT.

Стоит отметить, что такой рост популярности не удивителен: больше всего бюджетных мест на 2022/2023 учебный год прибавили именно педагогическому направлению. А где больше бюджетных мест, туда проще поступить, потому что конкурс не такой напряжённый, как там, где из-за малого количества бюджетных мест на каждое из них претендует слишком много абитуриентов. Этим и может объясняться рост популярности педагогических вузов: возможно, это самый доступный способ получить бесплатное высшее образование гуманитарного профиля. Из анализа НИУ ВШЭ, например, известно, что многие абитуриенты вынужденно выбирают не то направление, которое им нравится, а то, на которое легче поступить, потому что если не удастся пройти на бюджет, то их родители вряд ли «потянут» платное обучение.

Кстати, на 2023/2024 год будущим педагогам тоже была выделена очень заметная доля всех бюджетных мест — 22%. Правда, эти цифры ещё изменятся, но с учётом потребности в учителях сомнительно, что педагогическое направление ждёт сильное сокращение.

При этом выпускники педвузов действительно находят применение своему образованию не только в школе. Пожалуй, даже правильнее было бы сказать, что в основном как раз не в школе. Не так давно президент Российской академии образования Ольга Васильева привела данные о том, что из 100% поступивших на педагогические направления дойдёт до школ и останется там работать не более 30%. А из «Мониторинга экономики образования» НИУ ВШЭ известно, что молодые учителя часто сталкиваются с выгоранием и думают, что выбрали не ту профессию.

Связано это, скорее всего, банально с зарплатой и прочими условиями работы. По данным Минпросвещения, у 76% учителей ставка заработной платы ниже МРОТ.

Можно ли работать с педагогическим дипломом в других направлениях? Конечно, да. Во-первых, известно, что треть россиян в принципе работает не по специальности (то есть это совсем не редкая ситуация, независимо от полученной профессии). При этом, как показывают опросы работодателей, проведённые Институтом технологий управления РТУ МИРЭА, а также сервисами «Работа.ру» и «СберПодбор», для карьеры зачастую важен, скорее, просто сам факт наличия высшего образования, чем соответствие указанной в дипломе специальности занимаемой должности. Тем более что необходимые профессиональные знания и навыки можно получить на курсах или непосредственно на работе.

Во-вторых, возможности карьеры конкретно в сфере образования сейчас не ограничиваются работой именно в школе. И речь не только о таком очевидном варианте, как репетиторство. В последние годы очень активно развиваются сферы EdTech, а также корпоративного обучения (корпоративные университеты превращаются во влиятельный сегмент взрослого образования в целом). Возможно, именно этими тремя траекториями объясняется то, что среди выпускников-педагогов довольно высокая доля работает всё-таки именно в образовании (по данным НИУ ВШЭ — 62%).

Правда, выбирая педагогическое образование ради конкретных компетенций, важно иметь в виду, что в настоящее время оно переживает трансформацию. Та же Ольга Васильева, например, недавно призвала вернуться от компетентностной подготовки педагога к личностно-нравственной — то есть сосредоточиться на воспитании личности студентов педвузов.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована