Образование
#Мнения

Цитата недели: позицию ретранслятора знаний надо менять на «когнитивного инженера»

Как бы нам ни хотелось это игнорировать и держаться за прежние модели, но суть учительской и методической работы уже изменилась.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Александр Савенков

директор Института педагогики и психологии образования МГПУ


ГдеБольшая конференция МГПУ


— Полагаю, нам надо сейчас стремительно менять позицию учителя-ретранслятора, к которой мы привыкли: он знает математику — он математику и преподаёт, он знает биологию — он биологию преподаёт. Её надо менять на [позицию] когнитивного инженера — человека, который понимает, как «крутятся винтики» естественные и искусственные, разбирается в первую очередь в метакогнитивных вещах, способен понимать, как мыслит другой человек, и его задача — регулировать этот процесс. Методист должен превратиться в когнитивного технолога. <…> И у учителя в ближайшее время — уже все технические возможности для этого есть — должен появиться электронный, виртуальный ассистент, он может быть в виде робота, изображающего человека, или существа, появляющегося на экране, который может индивидуально или в группе детей обучать. А учитель уже как инженер, как «начальник цеха» может регулировать этот процесс, соблюдая технологии, которые разработал методист — он же когнитивный технолог. Это радикальная смена парадигмы подготовки педагога.

Контекст

28–30 июня прошла «Большая конференция Московского городского» — мероприятие Московского городского педагогического университета для исследователей и практиков в образовании. На панели «Новая педагогика и цифровые технологии» говорили о том, как технологии меняют преподавание, обучение и привычную работу учителя.

Евгений Патаракин, профессор Института цифрового образования МГПУ, сделал доклад о том, как уже изменилось привычное поле дидактики: традиционно на нём акторами были только люди — человек учил человека, а теперь появился новый актор — компьютерный агент, отдельная сущность. Мы уже перешли ту черту, когда только человек учил человека, дополняя свои возможности возможностями вычислительной техники, то есть используя её лишь как инструмент. Теперь компьютерная программа и сама выступает в роли учителя для человека и проверяет его знания. Более того, теперь бывает и ещё более интересная модель: человек обучается, управляя компьютерными агентами — создавая программу, развивая её (как, например, искусственный интеллект).

Модератор дискуссии проректор МГПУ Кирилл Баранников спросил, означает ли это, что мы прошли точку невозврата, когда прежние способы деятельности педагога стали неактуальными, устаревающими, и не исчезнут ли в связи с этим школы и вузы просто за ненужностью. Участники дискуссии в исчезновение школ и вузов не верят, а вот с тем, что роль педагога меняется, согласились.

Александр Савенков считает, что это нужно учитывать и при обучении будущих педагогов — их нужно готовить к роли «когнитивных инженеров», а не «ретрансляторов знаний». Меняется и роль методиста: составление образовательных программ в виде текстовых заданий уже неактуально, теперь это делается по-другому, а методист должен стать «когнитивным технологом». Методист разрабатывает технологии, а учитель как инженер регулирует процесс обучения с помощью цифрового ассистента — так будет выглядеть новый процесс.

«Я понимаю, что система наша тяжёлая и неповоротливая, но нам надо брать эту тяжесть на себя, надо поворачиваться», — заключил спикер.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована