Образование
#Мнения

«Люди надеются, что если они вернутся к прошлым практикам образования, то им станет легче»

ИИ совершает революцию в системе образования, а она к этому совсем не готова.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Михаил Кушнир

сотрудник Института общественных наук РАНХиГС, член правления Лиги образования, соавтор программ развития руководителей образования


Где: конференция HYPER / DIR ― 2023


— Я думаю, что система образования слишком ригидна, ориентирована, как века назад, на перекачку информации и очень медленно, очень трудно переходит к другим подходам. Призывов [к изменениям] полно, они уже идут больше 30 лет. Вот такое более-менее бурное развитие началось в восьмидесятые годы, когда была перестройка. А сейчас вообще можно наблюдать скорее даже обратный ход маятника, когда люди, уставшие от изменений, надеются, что если они вернутся к прошлым практикам образования, то им сразу станет легче. Не сознавая, что если школа останется такая же медлительная, как и раньше, мир от этого стабильнее не станет. Мы видим, что искусственный интеллект сегодня выводит на совершенно другие уровни, и если мы сейчас оперативно не перестроимся на новые тенденции, то дети будут расти как цветы на развалинах. Сейчас главный вызов я вижу в том, что, в принципе, у нас просто уже нет времени для медленной раскачки.

Контекст

23 июня Михаил Кушнир выступил на конференции HYPER / DIR — 2023, организованной компаниями «Гиперметод» и «Директ-Медиа». Главной темой мероприятия стало взаимодействие искусственного интеллекта и образования. В секции «Дети против ИИ?..» приглашённые эксперты обсудили, какие риски и вызовы появляются в обучении детей и подростков с бурным развитием этой технологии.

По мнению Михаила Кушнира, если пару лет назад цифра в педагогике давала возможность менять образовательный процесс и ставить педагогические задачи по-другому, то с развитием ИИ это уже не возможность, а необходимость. И если система образования не адаптируется к этим переменам, она неизбежно отстанет от реального мира.

Также Михаил добавил, что цифровые технологии уже проявили два параллельных процесса в обучении. С одной стороны, компьютер уже вполне может взять на себя информационный аспект обучения, то есть трансляцию знания. С другой стороны, в коммуникационном аспекте цифровые технологии не заменят учителя. Но они могут стать его помощниками в массовом образовании, давая ребёнку индивидуальный фидбэк в самообучении. Примером реализации такого подхода спикер назвал перевёрнутый класс, когда ученики самостоятельно осваивают материал дома, а на очных занятиях с учителем обсуждают тему и проверяют знания.

Мнение коллеги поддержал Павел Рабинович, заместитель директора Школы антропологии будущего Института общественных наук РАНХиГС. Искусственный интеллект, объяснил он, не может передать ребёнку культурные нормы, взять на себя функцию воспитания. А учитель не может обеспечить всем ученикам персональную образовательную траекторию. Поэтому самое разумное решение — в гармоничном сочетании живого и цифрового обучения.

Тому, что развитие и распространение искусственного интеллекта — реальность, которую надо принять, было посвящено и выступление Константина Шапиро, эксперта Совета по образовательной политике комитета по образованию Санкт-Петербурга. По его словам, не стоит ожидать, что в будущем 90% населения будет понимать, как работает ИИ, но это не помешает большинству использовать эти технологии.

«Мы рассматриваем вновь появляющиеся технологии как неизбежное зло. А это не зло, это часть мира. Мы не заметили, как интернет полностью поменял систему книгоиздания и парадигму распространения знаний. Сейчас мы не замечаем, как часть рутинного труда в том числе в интеллектуальной сфере переходит к искусственному интеллекту. Заниматься нужно этим — не учить детей программировать искусственный интеллект в школе (это утопия), а учить их этим пользоваться, жить с этим», — считает Константин.

Спикер напомнил, что задача образования — передать детям культурную традицию человечества, сформировать у них ментальные модели, отражающие объекты реального мира и взаимосвязи между ними и средой. При этом, как отметил Константин Шапиро, ученики прошлых поколений наблюдали условную лягушку в пруду, то есть могли увидеть целую экосистему и задаться вопросами, как лягушка живёт, с чем взаимодействует и так далее. Современные же дети, которые видят лягушку только на картинке, знакомятся с разрозненными объектами, и интереса к познанию у них не возникает.

Поэтому, считает эксперт, нужно думать о новых методических и дидактических подходах: «…Чтобы нейронные модели, которые формируются у ученика, были взаимосвязанными, а не разрозненными, находились в системе и были приближены к реальным объектам». По мнению спикера, здесь мог бы помочь, например, цифровой учебник с метаданными, чтобы каждый представленный объект в нём был связан с другими объектами, по принципу «Википедии».

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована