Цитата недели: о невозможности строить EdTech в России без отношений с государством
Мнение по поводу наделавшего шуму поручения президента: надо не паниковать, а внимательно читать.
Polina Vari для Skillbox Media
Валентина Куренкова
GR-директор ООО «Нетология»
Где: дискуссия «Где границы EdTech?» на ММСО
Можно взять и начать паниковать. Вот, вышло новое поручение президента — все паникуют. Все коллеги на Facebook* уже высказались по этому поводу. «Всё плохо! Всё, железный занавес!» <…> А можно просто внимательно прочитать, что происходит, и просто посмотреть стратегически, к чему это может привести. Там же не написано «госконтент». Пока не написано. Может быть, будет написано — но пока нет. Там говорится про государственные информационные ресурсы. Вот это важно.
А заливать негативными комментариями регулятора тоже не стоит, наверное. Стоит как-то заранее, продуктивно строить диалог с государством. Двигаться на опережение, заранее думать о своей репутации, заранее думать о чистоте своего контента. Здесь я не вижу по последним новостям какой-то прямо драмы, чтобы закрывать все EdTech-компании и уходить в подполье. Ну глупости — конечно, нет. Для этого, наверно, и создана функция GR-менеджмента, когда ты можешь стратегически направить свою компанию в коммерческом секторе в правильное русло.
Потому что EdTech сейчас невозможно строить в России без отношений с государством. Ну это правда, к которой мы пришли, в которой мы давно существуем. И я не знаю, хоть кто-нибудь может вспомнить отрезок времени, когда коммерческий сектор был полностью доволен регуляторкой? Кто-нибудь помнит эти времена? Коммерческий сектор всегда борется. Борется с регулятором всегда. Вопрос, что нужно бороться не силой и не высказываниями в Facebook*, а диалогом, заранее подготовленным.
При этом Валентина Куренкова не исключила, что мы идём по «китайской модели». В Китае, напомним, законодательно ввели ограничения для частных EdTech-платформ, что привело к падению их акций и перестройке бизнеса.
Контекст
Как мы сообщали ранее, 24 сентября был опубликован перечень поручений президента России по итогам состоявшегося месяцем ранее заседания президиума Государственного совета. На заседании обсуждали вопросы школьного образования.
Среди ожидаемых поручений по ремонту и оснащению школ, повышению статуса и зарплат педагогов, усилению воспитательной работы и сокращения учебной нагрузки вдруг неожиданно для многих появилось упоминание о переходе школ и колледжей с 2023 года исключительно на государственные информационные системы (ресурсы) для электронного обучения. Если точнее, то президент поручил внести в законодательство изменения, которые предусматривают:
применение с 1 января 2023 года исключительно государственных информационных систем (ресурсов) при реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, сопряжённых с обработкой персональных данных обучающихся.
Многие поняли это так, что любые частные цифровые платформы, которые содержат общеобразовательный контент, и частные электронные сервисы, предназначенные для образовательного процесса и предполагающие обработку персональных данных, станут для школ запретными. То есть ограничения могут коснуться целого большого сегмента EdTech-рынка, связанного с общим образованием, — например, «Учи.ру», «ИнтернетУрока», «Фоксфорда», «ЯКласса», Skysmart.
Что же обсуждали в конце августа на заседании президиума Государственного совета в части электронных образовательных ресурсов? Ведь истоки поручения президента следует искать именно там.
Эта тема не была на заседании центральной, но министр просвещения Сергей Кравцов упомянул, что весь комплекс вопросов, связанных с цифровизацией образования, — на особом контроле. Кравцов сказал о совместной с Минцифры разработке механизмов и принципов маркировки обучающих материалов (так называемых проверенных электронных образовательных ресурсов), а также о создании безопасного «белого» интернета. И только вскользь он высказался о том, что цифровые образовательных платформы и базы данных должны быть государственными. Причём прозвучало это не как решение, а как мнение:
«При этом вновь подчеркну: разработка цифровых образовательных платформ, баз данных, которые, на наш взгляд, должны быть государственными, — это не самоцель, а в помощь педагогу, в помощь учителю. Никогда и никакие электронные ресурсы не заменят учителя».
В то же время на заседании говорилось об успехах «Сферума», к которому экспериментально подключены восемь тысяч школ из 15 регионов, — а этот сервис, напомним, совместное детище «Ростелекома» и Mail.ru. Хотя существенная доля уставного капитала «Ростелекома» и принадлежит государству, это не даёт оснований считать «Сферум» государственным ресурсом. По крайней мере, сейчас это не так — в дальнейшем что-то может измениться.
Заметим, что в том же перечне поручений президента есть ещё один пункт про EdTech. В соответствии с ним в законодательстве должны появиться нормы, которые наделят Минпросвещения правом:
устанавливать порядок экспертизы содержания и порядок лицензирования электронных образовательных ресурсов, посредством которых обеспечивается реализация основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования, предусмотрев особенности регулирования использования электронных образовательных ресурсов при экспериментальном правовом режиме в сфере образования в соответствии с отдельными федеральными законами.
То есть будет введено лицензирование электронных образовательных ресурсов для школ и колледжей, но, вероятно, возможны какие-то исключения для использования в экспериментальном режиме.