Образование
#Мнения

Цитата недели: «Ни один из наших учителей 20 лет назад не сказал, каким будет мир»

Почему бесполезно выбирать образование по принципу «будет перспективно».

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Дима Зицер

основатель Института неформального образования и Школы неформального образования «Апельсин»


Где: фестиваль SmartFest


— На сегодняшний день нет никаких разных подходов в системе образования. Есть две автострады неравной ширины. Одна <…> говорит, как правильно и что надо учить, а что не надо учить, и зачем надо учить, и так далее. То есть, иными словами, мы с вами продолжаем лгать, что знаем, каким будет мир через 10–15 лет, хотя нас обманули, а мы, в общем, делаем такое лицо, как будто нас не обманывают. Ни один из наших учителей 20 лет назад не сказал, каким будет мир. Ни один. И нам не следует этого делать, на мой взгляд. И второй подход по сравнению с широченной автострадой — это узенькая тропинка <…>. Это подход, который называется «гуманистическая педагогика».

Александр Ларьяновский

управляющий партнёр компании Skyeng и онлайн-школы для детей и подростков Skysmart


Где: фестиваль SmartFest


— Всё, что мы сейчас думаем про то, кем будут наши дети, имеет чисто умозрительную историю. Поэтому, когда мы говорим про тренды, давайте чётко понимать, что первый тренд — представление о том, как устроен мир, экономические знания, без которых будет трудно. Ты не понимаешь, как устроен мир, без математики, физики, без естественных наук. Без психологии, отношений с людьми, конечно, очень трудно будет строить карьеру. И второе — все эти самые софт-скиллы, которые уже затасканная тема, про которые все говорят: «Да-да-да, софт-скиллы» — и продолжают думать, как сдать правильно на нужное количество баллов ЕГЭ… На самом деле именно софт-скиллы, в том числе умение учиться, умение всё время анализировать, смотреть на то, как меняется жизнь, чтобы успевать, — это будет всё равно суперважная история.

Контекст

На организованном Skysmart фестивале SmartFest Александр Ларьяновский рассказал, как его недавно попросили поговорить с подростком по поводу его профориентации, и Александр спросил парня: «Если бы сейчас у меня был хрустальный шар, и я, посмотрев в него, увидел бы тебя через 30 лет успешным и понял, в какой профессии ты стал успешным, — помогло бы тебе сегодня это в выборе?» Тот ответил, что, конечно, помогло бы.

Но Ларьяновский признался, что ему самому такой хрустальный шар в 1988 году, когда он оканчивал школу, не помог бы: «Если бы мне кто-то сказал, что я буду директором одной из крупнейших частных онлайн-школ страны, как бы мне это помогло? Не было же тогда ни одного компонента из этого мира: не было интернета, не было частного образования, вообще России не было, был Советский Союз».

Поэтому, продолжил Александр, даже если бы он узнал, кем окажется в будущем, в 1988 году он просто не представлял бы, куда ему ради этого надо идти учиться — то ли в педагогический институт (раз речь про образование), то ли в инженерный, раз речь о каких-то технологиях. Не могло быть такого понимания 30 лет назад. А с тех пор, подчеркнул он, мир стал ещё больше ускоряться, то есть мы с ещё меньшей вероятностью можем предвидеть будущие сферы деятельности. Значит, стоит исходить из того, что учиться надо чему-то основополагающему, что точно пригодится в любой сфере — это знания о том, как устроен мир (математика, физика, естественные науки), экономика, психология, — и развивать софт-скиллы.

При этом Александр считает, что абстрактные академические знания — вроде математики — детям нужно давать с «приземлением», то есть сразу связывать с ситуациями из жизни. Например, если сказать ребёнку: «Мы сейчас будем проходить интегралы» — у него мозг сопротивляется: «Зачем в меня это пихают?» Но можно подойти по-другому: «Вот, давай просто посчитаем, сколько тебе нужно купить обоев, чтобы поклеить в твоей комнате». Ребёнок говорит: «Ну давай посчитаем» — а ты ему: «Ну вот это и есть интеграл».

Фото: PeopleImages.com — Yuri A / Shutterstock

Дима Зицер поддержал ту мысль, что мы не можем знать наверняка, чему сейчас надо учить детей, чтобы им это точно пригодилось в будущем. Но насчёт той идеи, что обязательно нужны, например, математика и физика, усомнился: «Про математику и физику — чудесные предметы, но подавляющему большинству людей они не пригодились никакой стороной». Сам он, по его признанию, сейчас ни за что не вспомнил бы интеграл, покупая обои для ремонта. «Я это учил, я хорошо закончил школу — нет, не пригодилось. Значит ли это, что это не надо было учить? Может, и надо было, а может, и не надо».

Зицер считает, что самое важное — отталкиваться от интересов самого ребёнка. Этот принцип он называет гуманистической педагогикой и подчёркивает, что сейчас он слишком мало где существует. Если формальное образование с универсальной программой и расписанными целями обучения — это, условно говоря, широкая магистраль, по которой движутся все, то гуманистический подход, который отталкивается от интересов ребёнка, — это узенькая тропинка для очень немногих.

Дима Зицер убеждён, что ребёнок знает чего хочет и при поддержке родителей способен делать выбор. Правда, для того чтобы было так, нужны особые условия воспитания с малых лет, а не типичная для многих история, когда родители всё всегда решают за ребёнка, а потом удивляются, что у него нет интересов. Послушать, какая по этому поводу развернулась дискуссия, можно в записи сессии «Школа сегодня: что ожидать и как ориентироваться».

Профориентационный тест от Skillbox

Интересных и востребованных специальностей много. Чтобы не ошибиться с выбором и найти свою, пройдите бесплатный тест на профориентацию. Вы узнаете, какие профессии вам подходят, и получите персональную подборку курсов, чтобы освоить ту самую.

Пройти тестирование
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована