Образование
#Мнения

Цитата недели: «Мне кажется, что это огромная ошибка — уйти в целевой набор»

Мнение: вуз должен быть для студента скорее пространством для свободного самоопределения, чем рельсами, ведущими к конкретному работодателю.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Дарья Козлова

первый проректор Университета ИТМО, директор по образованию «Яндекса»


Где: конференция #ВДЕЛЕ


— Мне кажется, что это огромная ошибка — уйти в целевой набор. По крайней мере, в той зоне, за которую я несу ответственность, — в высшем образовании. Ведущие вузы не должны идти по этим рельсам, потому что главная ценность университетского образования — это академическая свобода, и студенты должны иметь возможность строить свою траекторию вне зависимости от того, кто платил за их образование. И мне бы не хотелось, чтобы мы вышли из этого зала с пониманием, что индустрия приходит в образование, и дальше вот этот маршрут построен, и по нему все пошли, и всё ловко. Должна оставаться возможность самоопределения и смены собственной траектории.

Контекст

15 мая Дарья Козлова выступила на конференции #ВДЕЛЕ, организованной Московской школой управления «Сколково», инновационной школой «Сколка» и комитетом по среднему профессиональному образованию, профессиональному обучению и профессиональной ориентации РСПП (запись трансляции некоторых панелей можно посмотреть здесь).

Во время паблик-тока «Как бизнес уже сегодня отвечает на вызовы рынка труда?», в котором Дарья участвовала вместе с предпринимателем и социальным инвестором Андреем Комаровым, мнения спикеров по вопросу ранней профориентации разошлись. Как считает Андрей, уже к моменту выпуска из школы подросток должен иметь представление о перспективных индустриях, опыт проектной работы в той или иной сфере и делать осознанный выбор дальнейшей образовательной траектории и карьерного пути, которых он будет придерживаться следующие 10–15 лет.

По мнению Дарьи, наоборот, не стоит стремиться к тому, чтобы вчерашние школьники делали такой однозначный выбор. Первый проректор Университета ИТМО выступает за то, чтобы вуз был «песочницей», поощряющей пробовать новое, исследовать свои интересы и способности, менять траектории развития. Поэтому, считает Дарья, важно ещё в школе показывать детям разнообразные возможности, приучать их к тому, что можно выбирать и ошибаться, менять свой выбор в течение жизни. А высшее образование не должно быть просто «заточкой» специалистов под конкретного работодателя.

Подобное представление о вузах как о поле с возможностью гибко менять траекторию во время обучения во многом конфликтует с позицией представителей тех реальных индустрий, в которых наблюдается особенно сильный кадровый голод. Стремясь вырастить для себя будущих сотрудников, они запускают профориентационные проекты в школах и детском допобразовании, сотрудничают с вузами при проектировании образовательных программ и выступают заказчиками в целевом обучении. С точки зрения государственной образовательной политики высшее образование тоже рассматривается в первую очередь как средство подготовки кадров для приоритетных отраслей промышленности. Эта политика реализуется через систему распределения бюджетных мест вообще и целевой квоты в частности.

Фото: LStockStudio / Shutterstock

Впрочем, по мнению Дарьи Козловой, которое она озвучила на той же конференции в рамках дискуссии «Синхронизация национальных рынков труда и систем образования: как достичь и оценить эффект?», сейчас взаимодействие индустрий и университетов чаще всего имеет «точечный характер» и выполняет скорее PR-задачи (то есть примеров, когда компании действительно плотно участвуют в разработке образовательной программы с учётом своих потребностей, мало).

Также Дарья заметила, что при подготовке молодого специалиста ни в коем случае нельзя ограничиваться только лишь обучением профессиональным навыкам — на чём обычно сфокусированы индустриальные партнёры. По мнению спикера, университетское образование должно быть фундаментальным, то есть развивать в первую очередь мышление студента, а потом уже навыки. Этой же точки зрения, кстати, придерживается и министр образования и науки.

По сути, всё это — вечная дилемма, какой должна быть главная цель высшего образования. К слову, сами студенты, поступая в вузы, тоже преследуют совершенно разные цели: кто-то — чисто карьерные, кто-то — исследовательские, а кто-то воспринимает университет как пространство для самопознания. И с точки зрения удовлетворения таких разных запросов учащихся вуз действительно должен быть скорее пространством со свободой выбора, чем рельсами к заранее определённому рабочему месту.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована