Цитата недели: если государству нужны инженеры, то ребёнок и семья должны с этим смириться
О возвращении в систему образования «жёсткости» заговорили на совете по науке и образованию при президенте.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Максим Пратусевич
Директор президентского физико-математического лицея №239 в Санкт-Петербурге
Где: на заседании Совета по науке и образованию при президенте РФ.
— Хочу обратить внимание на следующее идеологическое утверждение, о котором забывают: образование происходит не только в интересах ребёнка и семьи, но и в интересах общества и государства. Если обществу и государству нужны физики и инженеры, то, соответственно, ребёнок и семья должны с этим смириться и пойти туда.
Контекст
13 июня состоялось заседание Совета по науке и образованию при президенте РФ. Тему подготовки кадров на нём поднял президент Владимир Путин. Он отметил, что для реализации любых технологических проектов нужен высокий уровень подготовки учащихся по математике, физике и другим естественно-научным дисциплинам ещё со школы — а большинство старшеклассников, по некоторым опросам, хотят стать блогерами. Поэтому нужно активнее поддерживать в школьниках интерес к науке и высшему образованию и запланировать соответствующие мероприятия в рамках готовящегося нацпроекта «Молодёжь и дети».
Директор Президентского физико-математического лицея №239 в Санкт-Петербурге Максим Пратусевич высказал мнение о том, почему старшеклассники хотят быть «блогерами, креативными продюсерами и бог знает кем»: потому что им в основной школе, то есть до девятого класса, некачественно преподают математику. В результате у большинства школьников не формируется самоопределение в области инженерных и естественно-научных специальностей и они выбирают другие сферы деятельности — не те, что важны для государства и общества.
А чтобы переориентировать учеников и их семьи на математику, физику и инженерию, директор ФМЛ №239 предложил вернуть в школьную систему жёсткость — в частности, при контроле знаний. Сейчас, по словам Максима Пратусевича, к знаниям школьников до момента ОГЭ никто не предъявляет особых требований:
«Дети спокойно переходят из класса в класс в огромном большинстве, не приобретая навыка систематической работы и не приобретая навыка серьёзных умственных усилий».
Если не сделать такую «прививку» жёстких требований ещё в 5–7-м классе, уверен Пратусевич, число выпускников, сдающих ЕГЭ по профильной математике, — то есть тех, кто потенциально способен изучать инженерные специальности, — продолжит снижаться.
О необходимости ужесточать требования к учащимся говорят в последнее время не только применительно к школе. Так, на недавнем Петербургском международном экономическом форуме режиссёр Константин Богомолов призвал к возвращению в творческое образование «тоталитарного тренда». Представители вузов поддержали мнение о том, что системе образования пора перестать подстраиваться под запросы студентов, — нужно, чтобы они вкладывали в своё образование собственные усилия.
На заседании совета по науке и образованию Максим Пратусевич упомянул и о мерах по улучшению подготовки педагогов, которые должны обеспечить качественное обучение математике и естественно-научным предметам в основной школе. Он предложил продумать систему мер по привлечению в учительскую профессию выпускников в том числе непедагогических специальностей (кстати, об этом говорится и в концепции подготовки педагогических кадров), а в педвузах для будущих предметников ввести обязательный вступительный экзамен по той дисциплине, которую им предстоит преподавать, — например, ЕГЭ по физике при поступлении на программу для учителей физики.
О необходимости сделать профильные экзамены обязательными для абитуриентов педагогических вузов, кстати, говорил в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации и руководитель Минобрнауки Валерий Фальков. По его словам, эту норму необходимо включить в правила приёма с 2025 года.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также: