Цитата: «Не существует „правильного“ способа стать педагогическим дизайнером»
Педдизайнеры-практики уверены, что верный путь к успеху в профессии — далеко не всегда прямой.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Люк Хобсон
Старший педдизайнер и менеджер программ MIT xPRO, инструктор в Институте образования и развития Университета Майами
Источник: личный блог «Др. Люк Хобсон»
— Не существует «правильного» способа стать педагогическим дизайнером. Спросите 50 разработчиков учебных программ, как они добились своих сегодняшних достижений, и вы получите 50 различных вариантов. Это сбивает с толку новичков в педдизайне, я это прекрасно понимаю. Но это реальность. Вы можете либо стать педдизайнером с ограниченным бюджетом, изучая всё в свободное время, или же пойти в университет и получить степень бакалавра, магистра или доктора наук.
Контекст
Люк Хобсон — известный в США педагогический дизайнер, автор книги «О чём я хотел бы знать до того, как стал педагогическим дизайнером» (What I Wish I Knew Before Becoming an Instructional Designer). Он ведёт свой блог письменно и на YouTube.
Недавно Люк прокомментировал тему подготовки и обучения педагогических дизайнеров в своём блоге. Сегодня её достаточно активно обсуждают как за рубежом, так и в России, ведь долгое время специалисты по проектированию учебных онлайн-программ, особенно в сфере EdTech и корпоративного обучения, попадали в профессию из совсем других сфер деятельности. Поэтому, по наблюдениям самих представителей профессии, среди них распространён синдром самозванца.
Эксперт уверен: это нормальная ситуация, и необязательно изучать педдизайн в университете, чтобы считаться «настоящим» педдизайнером. Он признаётся, что и сам не получил профильного образования, по специальности он — графический, а не педагогический дизайнер (это при том, что педагогический дизайн — не про визуальное оформление, а про методологически правильное и эффективное конструирование всего содержания курса).
Однако отсутствие профильного системного образования не помешало Люку, по его собственному убеждению, достигнуть успеха в карьере, а потому советы новичкам или просто желающим стать педдизайнерами в духе «сначала отучись, а потом работай» Люк считает исключительно вредными. Главное для начинающего специалиста — постоянно развиваться, причём тем путём, который подходит именно ему.
К слову, у множества успешных российских коллег Люка Хобсона схожий опыт: многие сначала в силу обстоятельств начинали работать в сфере обучения, а уже потом добирали недостающие знания — на курсах, в магистратурах и просто самостоятельно читая много по теме.
В EdTech люди часто приходят с педагогическим образованием, практикой работы в вузах или школах, в корпоративном секторе на заре появления программ обучения и развития занимались ими коучи и тренеры. Стоит признать, что и онлайн-курсы ещё пять-десять лет назад разрабатывали скорее «по наитию», чем по науке, открывая для себя методологию буквально на ходу.
Дело в том, что само понятие педагогического дизайна является достаточно новым. Базовые теоретические основы его были заложены ещё в 1950-е годы, но активное прикладное развитие началось с 1990-х годов — в связи с появлением электронного обучения (тогда ещё на компакт-дисках).
Методологические подходы к педдизайну разрабатывались за рубежом — там, где и распространялось первое электронное обучение. В России большинство книг на эту тему не издавалось на русском, поэтому неудивительно, что даже профессиональным педагогам эта сфера часто незнакома. Однако постепенно стали появляться и курсы, и программы ДПО, и магистратуры, включающие изучение педдизайна.
Конечно, профильное системное образование получить очень полезно — тот же Люк Хобсон это признаёт. Но есть мнение, что его отсутствие порой даже может пойти на пользу — его недавно высказал в своём блоге Learnlets доктор философии, исполнительный директор в компании Quinnovation, известный эксперт в сфере корпоративного обучения Кларк Куинн.
По образованию он специалист по компьютерным наукам и в педдизайне оказался почти случайно: в университете подрабатывал тьютором, а когда устроился на работу, захотел создать учебную программу по работе с компьютерами (дело было в 1980-х). Так постепенно он погружался именно в учебную тематику и занимался постоянным саморазвитием: проходил курсы по психологии и когнитивным наукам, с интересом изучал всё, что связано с обучением вообще, как человеческим, так и машинным, посещал профильные конференции. При этом он никогда не работал непосредственно в корпоративном обучении.
Кларк Куинн подчёркивает, что это никак не помешало ему, даже наоборот — помогло. В качестве аутсайдера он смотрит иначе и на процессы, и на педдизайн, может интерпретировать научные подходы к обучению с практической точки зрения и приносить результаты.