Цитата: «Если будет та же самая начальная школа, то исправить ситуацию будет невозможно»
Автор методики для диагностики у людей логического и понятийного мышления объяснила, почему готовить будущих инженеров с 9-го класса — поздно.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Людмила Ясюкова
Канд. психол. наук, преподаватель Санкт-Петербургского государственного института практической психологии «Иматон», научный руководитель центра «Диагностика и развитие способностей» и экспериментальной школы Smart Class
Источник: «Бизнес Online»
— Мои замеры (а статистика на школьников у меня есть, повторю, с середины 1980-х) показывают, что начиная с 90-х результаты интеллектуального развития молодого поколения снижаются и снижаются. И связано это с тем, что не в лучшую сторону изменяется система образования, особенно начального, с первого по четвёртый класс. Начальное образование — это база. Сейчас спохватились, что нет инженеров, квалифицированных техников, технологов и так далее и с математикой что-то не всё в порядке, значит, надо что-то менять, и взялись за 9–11-й классы, за вузы, мол, надо готовить специалистов. В этой связи хочу сказать: если будет та же самая начальная школа (а её оставили в прежнем виде и даже не озабочены тем, что её надо менять), то исправить ситуацию будет невозможно.
Контекст
Людмила Ясюкова — кандидат психологических наук и очень известный в школьной среде эксперт, автор технологии психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе с 1-го по 11-й класс, а также психодиагностических методик и коррекционно-диагностических технологий. Занимается разработкой тестов для диагностики различных способностей и мышления. Она недавно дала большое интервью электронной газете «Бизнес Online», где рассказала о двух больших проблемах, к которым давно пытается привлечь внимание и чиновников, и широкой общественности.
Первая проблема: современная система массового образования, в отличие от прежней, не формирует у детей логическое и так называемое понятийное мышление (ему посвящена книга Людмилы Ясюковой «Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении»). Поясним: это мышление при помощи понятий, в котором отражены существенные признаки предметов и явлений. Без понятийного и логического мышления в дальнейшем невозможно вырастить ни будущих учёных, ни будущих инженеров, ни просто людей, способных «правильно оценить ситуацию, спрогнозировать, что делать дальше и даже понять, когда им кто-то что-то объясняет», по словам Людмилы Аполлоновны.
От понятийного мышления, объясняет она, зависит и социальный интеллект: он формируется тогда, когда понятийное мышление начинает использоваться в социальной сфере. «Раз понятийное мышление имеют менее 20 процентов, соответственно, и наличие социального интеллекта примерно на том же уровне. Если социального интеллекта нет, не помогут никакие тренинги», — подчёркивает эксперт.
Людмила Аполлоновна объясняет, что понятийное мышление не является чем-то присущим человеку «от природы»: если его не привить, не натренировать, то его не будет. А прививается оно благодаря изучению наук — с младшего школьного возраста. «Когда ребёнок растёт, он обобщает по случайному признаку и внешним характеристикам, выводы делает дурацкие, и если этот растущий человек не изучает науки, то он с таким вариантом мышления и обобщения и живёт всю жизнь», — говорит эксперт.
Людмила Аполлоновна убеждена в том, что прежняя система школьного образования была на это нацелена, а современная нет. «Те, кому сейчас около 45–50 лет и старше, ещё попали на более приличную систему обучения и передачи знаний. В результате многие из них научились мыслить. Но дальше чем моложе поколение, тем ситуация становится всё хуже и хуже», — считает она. По её словам, это не умозрительные выводы, а основанные на том, что за последние 30 лет Людмила Аполлоновна с помощью тестирования проанализировала уровень мышления порядка 6 тысяч девятиклассников (результаты представлены в статье «Изменение типа интеллекта подростков за период с 1990 до 2020 года»).
По оценке эксперта, сейчас наблюдается резкая поляризация населения: больше стало «не очень умных» людей, а умные при этом стали ещё умнее — но их крайне мало, и то, что они всё же есть, — это результат заботы родителей, дополнительно занимающихся образованием своих детей на ранних этапах и дальше направляющих их в лицеи и гимназии с усиленными программами.
При этом Людмила Аполлоновна не согласна с расхожим мнением, что всё зависит от учителя. «Если программа поганая, какого угодно учителя поставьте, он по ней хорошо преподавать не сможет, никого выучить не сможет», — говорит она.
Вторая проблема образования связана с отсутствием у современных детей навыков смыслового чтения. «Если ребёнок просто читает слова — это не умение читать. У меня есть тест, позволяющий оценить, что является смысловой единицей восприятия текста, который выявляет, понимают ли его школьники или только отдельные слова озвучивают. У меня есть статистика: только 30 процентов учащихся 11-х классов обладают полноценным навыком чтения. Остальные читать не умеют. Они не читают именно потому, что не понимают, что читают. <…> А когда ничего не читают, то там уровень культуры, конечно, никакой и знания об окружающем мире никакие», — резюмирует Людмила Ясюкова.
По её оценке, проблемы с чтением начинаются ещё в начальной школе: в пятый класс переходят дети, не читающие вообще. Они и задачу решить не могут, потому что не в состоянии её прочесть и понять, о чём она.
Заметим, что эти наблюдения схожи с теми, которые подтверждаются большими международными исследованиями читательской грамотности в рамках тестирования PISA, — их раз в несколько лет проводит ОЭСР. И проблема эта общая для разных стран: хотя от государства к государству процентная доля 15-летних подростков, имеющих высокие уровни читательской грамотности, различается, в среднем она составляет около 10%, а хорошего уровня достигают примерно 27%.
Главное, что стоит в связи с этими проблемами осознать: начать менять что-то в школе нужно не со старших классов, а с младших. Это — важнейшая база для всего, что будет дальше.
Читайте также:
- Память умирает, фантазия — тоже: как технологии изменили мышление человека
- Исследователи назвали причину развития клипового мышления у школьников
- Базовая проблема образования — «люди перестали напрягаться»
- У студентов есть большие сложности с пониманием смысла текстов
- Распространение онлайн-общения могло повлиять на читательскую грамотность