Цифры месяца: самые сложные предметы ЕГЭ, самые популярные курсы и прочее «самое-самое»
В июне появилось много любопытной статистики из мира образования.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Компания «Нетология» представила «Исследование российского рынка онлайн-образования». Данные для него собирали в начале 2022 года, до февральских событий, поэтому получилась картина того, каким был рынок в 2021 году.
После 24 февраля прогнозировать развитие рынка, опираясь только на прошлогодние показатели, стало невозможно, поэтому исследователи дополнили результаты опросов актуальными комментариями представителей EdTech-индустрии.
По мнению экспертов, один из трендов прошлого года, который сохранится и в 2022‑м, это востребованность курсов по IT-профессиям. В прошлом году это направление оказалось в топе как по востребованности у учащихся, так и по расходам на обучение (а значит, и по доходности для образовательных организаций).
Дело в том, что популярность того или иного обучения ещё не означает, что люди готовы за него платить. Возможно, они рассматривают лишь бесплатные или самые дешёвые варианты. Например, изучение иностранных языков вошло в топ-6 по популярности, но по расходам населения оказалось только на предпоследнем — девятом — месте, перед сборной категорией «Другое», куда вошло всё остальное.
Некоторые эксперты считают, что сейчас люди будут заинтересованы в изучении всего, что обучает дополнительному заработку, экономии и финансовой грамотности. Подробнее об исследовании мы рассказывали здесь.
Правительство представило доклад Федеральному собранию, в котором отчиталось о реализации госполитики в сфере образования в 2021 году. Доклад касается всех сегментов образования, и один из разделов посвящён профессиональной подготовке рабочих и служащих.
По данным доклада, в 2021 году было реализовано 70 848 таких программ, а обучили по ним 1 390 292 человека. Самые популярные направления представлены на инфографике. Для сравнения: согласно «Исследованию российского рынка онлайн-образования» от «Нетологии», объём аудитории, обучавшейся в 2021 году IT‑профессиям и маркетингу на онлайн-курсах, составил 2 550 000 человек.
Более 11,5% слушателей по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих — молодёжь до 18 лет, почти 50% — в возрасте от 18 до 30 лет. Обучением в этой сфере занимается 5488 организаций: 56,9% — профессиональные образовательные организации, 20,7% — организации дополнительного профессионального образования и 3% — общеобразовательные и другие организации.
В докладе Правительства Федеральному собранию о реализации госполитики в сфере образования в 2021 году были представлены данные о результатах ЕГЭ прошлого года. Известно, что в экзаменах приняли участие 689 761 человек, из них 625 348 (90,6%) — выпускники того же года.
В целом, как говорится в докладе, в результатах ЕГЭ 2021 года не было каких-либо аномальных отклонений ни в лучшую, ни в худшую сторону по сравнению с ЕГЭ 2020 года.
На инфографике представлены предметы, у которых оказались самые высокие доли участников ЕГЭ, не преодолевших минимальные пороги баллов. Кстати, биология вошла в число наиболее популярных предметов ЕГЭ по выбору — её сдавали 18,8% ребят. Столько же выбрали физику, а самыми популярными предметами традиционно стали профильная математика (54,1%) и обществознание (45,2%).
В 2022 году глава Рособрнадзора прогнозировал снижение среднего балла по всем предметам ЕГЭ в связи с тем, что структуры и содержание контрольно-измерительных материалов в этом году изменились. По предварительным итогам Рособрандзора, средний тестовый балл по русскому языку составил 68,3 — это на три балла ниже, чем в 2021-м (71,4). Уже появились сомнения относительно корректности новых заданий ЕГЭ по химии и литературе.
Компания «Эквио» презентовала отчёт «Исследование рынка российского e-learning». Его провели в мае 2022 года вместе с сообществом Digital Learning. На основе выборки из 10 тысяч российских компаний «Эквио» опросили представителей 352 из них и сделали любопытные выводы, которые будет интересно узнать как тем, кто и сам работает в сфере корпоративного обучения, так и тем, кто предлагает для этого сегмента рынка EdTech-решения. Например, на инфографике выше показано, что большинство компаний предпочитает создавать контент для обучения сотрудников своими силами. Этот тренд может быть связан с устойчивым мифом о том, что в каждой компании своё уникальное знание и своя уникальная методология. О том, почему это миф, и подробнее об исследовании мы рассказывали здесь.
В мае 2022 года вице-спикер Госдумы Ирина Яровая внесла в Госдуму законопроект о реформе целевого набора в вузы. Он должен сделать процедуру целевого набора прозрачной. Согласно проекту, конкурс на целевое обучение в вузах станет открытым (сейчас договорённости между заказчиками целевого обучения и абитуриентами могут становиться полем для коррупции).
Почему реформа очень важна, видно на инфографике, составленной на основе данных из доклада Правительства Федеральному собранию о реализации госполитики в сфере образования в 2021 году.
«Целевики» составляют немалую долю всего набора на бюджетные места в вузах (15%). Направления, где наиболее существенна доля «целевиков», связаны с такими видами деятельности, где очень высока цена профессиональной ошибки, — это медицина, педагогика, железнодорожный транспорт и строительство железных дорог.
При этом средний балл «целевиков» ниже, чем у всех зачисленных на бюджетные места.
Нельзя сказать, что 66,8 балла — это тройка, однако с учётом того, что это именно средний показатель, троечников с баллами ниже 56 среди поступивших на целевое, вероятно, немало.
Известно, что среди первокурсников прошлого года, поступивших на платное обучение из-за того, что им не хватило бюджетных мест в желаемые вузы, примерно по 22% и 13% — это отличники и суперотличники со средними баллами ЕГЭ, соответственно, 70–79 и 80+. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что справедливее было бы, если бы ребята с более высокими баллами заняли целевые места.