Образование
#статьи

Цифры: кого больше среди студентов — гуманитариев или технарей?

Правильный ответ — смотря где, потому что в разных регионах по-разному.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Главный информационно-вычислительный центр (ГИВЦ) МИРЭА ежегодно ведёт мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования. В результатах 2023 года (они составлены по данным 2022-го) представлены разные сведения. В том числе — данные о количестве студентов на разных укрупнённых группах профессий, специальностей и направлений подготовки, обобщённых по восьми большим сегментам в той же логике, что и в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию (введён приказом Росстандарта от 08.12.2016 №2007-ст):

  • гуманитарные науки (сюда согласно классификатору специальностей относятся языкознание, история и археология, философия, теология и даже физкультура и спорт);
  • искусство и культура;
  • образование и педагогические науки;
  • здравоохранение и медицинские науки;
  • науки об обществе (сюда входят экономика и управление, юриспруденция, социология, психология, СМИ и библиотечное дело, политология, международные отношения, сервис и туризм);
  • математические и естественные науки (здесь не только физика, химия, биология, астрономия, геология, география и прочие науки о Земле, но также компьютерные и информационные науки);
  • сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
  • инженерное дело, технологии и технические науки (тут много направлений, в зависимости от видов техники, а также информатика и вычислительная техника, информационная безопасность).

В подсчёте числа студентов в каждом из восьми сегментов (точнее, областей образования, если следовать классификатору специальностей по образованию) в Мониторинге ГИВЦ учтены не только бюджетники, но и «платники». Кстати, в целом по данным Мониторинга ГИВЦ, из более чем 4 млн российских студентов за счёт бюджетных средств учится лишь половина — значит, вторая половина учится платно.

Из восьми областей образования самая крупная, как мы видим, это «Инженерное дело, технологии и технические науки» (на ней учится 32,02% российских студентов), а на втором месте — «Науки об обществе» (здесь 28,22%). На гуманитарных науках чуть более 5%.

Но если мы примем расхожее и, конечно, очень условное деление студентов всех направлений подготовки на две противоположности — «гуманитариев» и «технарей» — и отнесём к условным гуманитариям также тех, кто изучает науки об обществе, искусство и культуру, образование и педагогические науки, а к условным технарям — тех, кто изучает математические и естественные науки, то получится, что условных гуманитариев чуть больше, чем условных технарей: 45,95 против 38,17%.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования ГИВЦ МИРЭА также позволяет посмотреть различные данные по конкретным федеральным округам и субъектам федерации, сравнив их друг с другом. Благодаря этому можно увидеть, например:

  • Где самые большие доли студентов относительно общего числа студентов в РФ (конечно, в Центральном федеральном округе — там учится треть всех российских студентов, причём в одной только Москве — 20%), а где их мало (в Дальневосточном федеральном округе — всего 4%).
  • Где какое соотношение учащихся за счёт бюджета и платно. В большинстве округов платников и бюджетников получается пополам, а в Центральном федеральном округе заметен перекос — платников больше, чем бюджетников (57 и 43% соответственно), а в Дальневосточном и Сибирском округах — наоборот, бюджетников больше, чем платников.
  • Где какие области образования являются самыми массовыми. Если в таких регионах, как Приволжский, Южный, Уральский, соотношения близки к тем, которые наблюдаются в среднем по всей стране (см. первую картинку), то в других регионах заметны перекосы в ту или иную сторону. Например, в Центральном федеральном округе чрезвычайно популярны общественные науки — в этой области образования там учится 34% студентов, тогда как в среднем по России — 28%. А самая маленькая по сравнению с другими регионами доля студентов, изучающих науки об обществе, — в Сибирском федеральном округе (22,5%). Зато там самые большие доли инженеров и математиков — 38,5% и почти 7% соответственно, тогда как в среднем по России — 32% и 6%.

При этом расклад по конкретным регионам в рамках каждого федерального округа тоже может показать интересную картину. Например, в целом по Центральному федеральному округу доля студентов, которые учатся на образовании и педагогических науках, очень мала по сравнению с другими регионами — 7,45% (ещё меньше только в Северо-Западном федеральном округе — 6,96%). Но если посмотреть по регионам, то мы увидим, что в Московской и Липецкой областях — это вторая по популярности сфера высшего профобразования, в ней учится 21,5 и 27,15% студентов соответственно.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована