Цифры: как россияне относятся к разным системам высшего образования
С момента, когда стало известно об отказе от Болонской системы и создании в России своей уникальной системы, прошёл год. Что об этом думают сейчас?
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Аналитики медиахолдинга Rambler & Co с 10 по 13 июля 2023 года опросили более 200 тысяч интернет-пользователей своих ресурсов об их отношении к разным системам высшего образования. Большинство (63%) сообщили, что считают идеальной для России советскую систему образования с пятилетним специалитетом. А вот Болонскую систему с бакалавриатом и магистратурой считают удачной лишь 5% участников опроса. Ещё 11% придерживаются мнения, что надо сформировать свой уникальный подход к высшему образованию, а 21% полагают, что система — вообще не главное, важнее компетенции преподавателей.
Из сведений об участниках опроса неизвестно, какие возрастные когорты и обладатели какого уровня образования среди них превалируют (известно лишь, что мужчин было 63%, женщин — 37%). Однако столь высокая доля приверженцев пятилетнего «советского» специалитета впечатляет.
Кстати, год назад, когда только начался отход России от Болонской системы, Фонд «Общественное мнение» провёл опрос среди 1,5 тысячи россиян, чтобы узнать их отношение к этому решению. Тогда выяснилось, что 69% россиян вообще не в курсе, в чём суть Болонской системы (лишь 29% знали или что-то слышали о ней). Однако при этом 46% сообщили, что считают отказ от Болонской системы в России правильным, 12% — неправильным, а 42% затруднились ответить. Причём самым популярным аргументом у тех, кто считал отказ от Болонской системы правильным, был такой: «Российская, советская система образования была лучше, давала больше знаний», «В России должна быть своя система образования», «Нужно учиться пять лет, без разделения на бакалавриат и магистратуру» и просто «Так лучше, правильно».
Напомним, что новая система высшего образования, судя по пилотному проекту её тестирования, будет двухуровневой (точнее, трёхуровневой, с учётом аспирантуры). Только называется там первый уровень не бакалавриатом и не специалитетом, а просто «базовым». Магистратура в пилотном проекте, как и сейчас, отнесена ко второму уровню, он называется специализированным. А вот продолжительность обучения на каждом из этих уровней может быть разной, в зависимости от образовательной программы: на базовом уровне — от четырёх до шести лет, а на специализированных — от одного года до трёх. Причём даже на инженерных направлениях, про которые больше всего говорилось о том, что для них мало четырёхлетнего бакалавриата, встречаются разные сроки обучения — от четырёх до шести лет. То есть тотального возвращения к пятилетнему специалитету в любом случае не планируется. Однако большинство россиян, похоже, ждёт именно этого. Возможно, это связано с ностальгической верой в то, что раньше образование было лучше.
Кстати, за рубежом сейчас, похоже, зарождается тренд на уменьшение продолжительности обучения в вузах: некоторые американские вузы уже разрабатывают концепцию трёхлетнего бакалавриата. А недавно некоммерческая компания ECMC Group, инвестирующая в инновационные образовательные возможности, и VICE Media, проанализировав свой опрос 7,3 тысячи старшеклассников, тоже порекомендовали университетам создавать сокращённые программы обучения. Кроме того — встроить в стандартный бакалавриат короткие программы, после прохождения которых студенты могли бы получать сертификаты (микроквалификации), позволяющие уже во время учёбы применять навыки на рабочем месте.