Образование
#статьи

Цифры: как россияне относятся к разным системам высшего образования

С момента, когда стало известно об отказе от Болонской системы и создании в России своей уникальной системы, прошёл год. Что об этом думают сейчас?

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Аналитики медиахолдинга Rambler & Co с 10 по 13 июля 2023 года опросили более 200 тысяч интернет-пользователей своих ресурсов об их отношении к разным системам высшего образования. Большинство (63%) сообщили, что считают идеальной для России советскую систему образования с пятилетним специалитетом. А вот Болонскую систему с бакалавриатом и магистратурой считают удачной лишь 5% участников опроса. Ещё 11% придерживаются мнения, что надо сформировать свой уникальный подход к высшему образованию, а 21% полагают, что система — вообще не главное, важнее компетенции преподавателей.

Из сведений об участниках опроса неизвестно, какие возрастные когорты и обладатели какого уровня образования среди них превалируют (известно лишь, что мужчин было 63%, женщин — 37%). Однако столь высокая доля приверженцев пятилетнего «советского» специалитета впечатляет.

Инфографика: Оля Ежак для Skillbox Media

Кстати, год назад, когда только начался отход России от Болонской системы, Фонд «Общественное мнение» провёл опрос среди 1,5 тысячи россиян, чтобы узнать их отношение к этому решению. Тогда выяснилось, что 69% россиян вообще не в курсе, в чём суть Болонской системы (лишь 29% знали или что-то слышали о ней). Однако при этом 46% сообщили, что считают отказ от Болонской системы в России правильным, 12% — неправильным, а 42% затруднились ответить. Причём самым популярным аргументом у тех, кто считал отказ от Болонской системы правильным, был такой: «Российская, советская система образования была лучше, давала больше знаний», «В России должна быть своя система образования», «Нужно учиться пять лет, без разделения на бакалавриат и магистратуру» и просто «Так лучше, правильно».

Инфографика: Оля Ежак для Skillbox Media

Напомним, что новая система высшего образования, судя по пилотному проекту её тестирования, будет двухуровневой (точнее, трёхуровневой, с учётом аспирантуры). Только называется там первый уровень не бакалавриатом и не специалитетом, а просто «базовым». Магистратура в пилотном проекте, как и сейчас, отнесена ко второму уровню, он называется специализированным. А вот продолжительность обучения на каждом из этих уровней может быть разной, в зависимости от образовательной программы: на базовом уровне — от четырёх до шести лет, а на специализированных — от одного года до трёх. Причём даже на инженерных направлениях, про которые больше всего говорилось о том, что для них мало четырёхлетнего бакалавриата, встречаются разные сроки обучения — от четырёх до шести лет. То есть тотального возвращения к пятилетнему специалитету в любом случае не планируется. Однако большинство россиян, похоже, ждёт именно этого. Возможно, это связано с ностальгической верой в то, что раньше образование было лучше.

Кстати, за рубежом сейчас, похоже, зарождается тренд на уменьшение продолжительности обучения в вузах: некоторые американские вузы уже разрабатывают концепцию трёхлетнего бакалавриата. А недавно некоммерческая компания ECMC Group, инвестирующая в инновационные образовательные возможности, и VICE Media, проанализировав свой опрос 7,3 тысячи старшеклассников, тоже порекомендовали университетам создавать сокращённые программы обучения. Кроме того — встроить в стандартный бакалавриат короткие программы, после прохождения которых студенты могли бы получать сертификаты (микроквалификации), позволяющие уже во время учёбы применять навыки на рабочем месте.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована