Образование
#новости

Только 12% выпускников колледжей поступили в вузы в 2020 году

Для сравнения — пять лет назад их доля составляла 30%.

Такие цифры привёл первый замминистра просвещения Дмитрий Глушко на форуме «Университеты и развитие геостратегических территорий России».

«Мы очень хорошо видим, что количество выпускников СПО, которые в первый же год окончания поступают в вузы, значительно сократилось за пять лет с 30% <…> аж до 12%», — цитирует Глушко РИА Новости.

При этом в последние годы популярность колледжей и техникумов в принципе растёт: если в 2017 году ряды студентов системы среднего профессионального образования пополнили 963 тысячи человек, то в 2020-м — рекордные 1,2 млн. Сейчас пойти в колледж предпочитают более половины выпускников девятых классов, а в 2000-м это была всего треть от общего числа (остальные предпочитали переходить в старшие классы).

Несмотря на то, что популярность среднего профессионального образования растёт, оно всё реже используется как промежуточная ступень между школой и поступлением в вуз. Хотя ещё совсем недавно траектория «школа — колледж — университет» наблюдалась у подростков из хорошо обеспеченных образованных семей.

Согласно новым правилам, возможность поступить в вуз сразу после колледжа без ЕГЭ сохраняется (см. пункт 16 действующего порядка приёма на обучение по образовательным программам высшего образования).

Почему всё именно так? Попробуем разобраться.

Почему так происходит

Возможно, поступить куда-то после колледжа стало труднее, чем раньше: не исключено, что вузы усложнили внутренние экзамены для абитуриентов со средним специальным образованием или чаще стали принимать их по результатам ЕГЭ, уравнивая их с одиннадцатиклассниками.

Или это связано с падением заинтересованности к обучению в университете и одновременным ростом популярности среднего профессионального образования. Кстати, недавно SuperJob поделился результатами ежегодного опроса родителей одиннадцатиклассников. В этом году менее половины респондентов (43%) заявили, что их дети собираются поступать в вуз. В 2010 году такой ответ давало абсолютное большинство — 80%.

Тогда возникает ещё один вопрос: чем обусловлено снижение интереса к высшему образованию? Тем, что в нём всё чаще не видят практического смысла, в отличие от среднего профессионального? Или тем, что для всё большего количества людей это становится непозволительной роскошью? В первом случае отказ от высшего образования осознанный, во втором — вынужденный.

В пользу второго предположения свидетельствуют результаты диссертационного исследования НИУ ВШЭ, которое выявило тенденцию: подростки чаще предпочитают поступление в колледж учёбе в 11-м классе в тех регионах, где хуже экономическая ситуация, ниже показатели социального развития и выше уровень молодёжной безработицы. Проще говоря, некоторые выбирают этот путь, потому что после обучения можно сразу пойти работать и потому что поступить туда проще, чем в вуз.

Кстати, результаты опроса SuperJob тоже объясняются преимущественно вынужденными причинами. Участники опроса связали их с последствиями «коронакризиса» школьного образования. Сюда относятся:

  • снижение качества школьного образования в период дистанта;
  • потеря возможности оплачивать занятия с репетиторами и учёбу;
  • отсутствие очных подготовительных курсов.

Проще говоря, подростки не идут в вузы, потому что не смогли подготовиться. В итоге они считают, что у них нет шансов поступить на бюджет.

Как меняется среднее профессиональное образование

Для второй точки зрения, в которой мы обозначаем, что это может быть осознанный выбор, тоже есть аргументы.

В начале февраля Дмитрий Глушко заявил, что Минпросвещения намерено провести реформу системы СПО. Предполагается, что после этого выпускники колледжей и техникумов будут более конкурентоспособны на рынке труда.

Сейчас неизвестно, что конкретно будет представлять собой эта реформа. Но, скорее всего, она станет отражением стратегии развития СПО до 2030 года, которая включает в себя:

  • обновление содержания образовательных программ;
  • формирование нового ландшафта сети СПО;
  • повышение финансовой устойчивости и целевую поддержку колледжей;
  • повышение квалификации работников системы СПО;
  • развитие культуры профессиональных соревнований.

Недавно мы писали, что планируется вдвое сократить перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования. Для этого объединят и трансформируют учебные программы. При этом часть из них переведут на уровень дополнительного профобучения, которое тоже можно будет пройти в колледже параллельно с основными занятиями.


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована