Теория мультимедийного обучения Майера: что это и где применяется
Рассказываем про особый подход к созданию учебного контента для онлайн-обучения, ставший частью педагогического дизайна.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- чему посвящена теория мультимедийного обучения и кто её автор;
- что такое мультимедийность и как она связана с мультимодальностью;
- на чём базируется теория мультимедийного обучения. Спойлер: на теории когнитивной нагрузки и теории двойного кодирования (вам уже страшно, да? 🙂);
- в чём суть теории мультимедийного обучения и на какие три постулата она опирается;
- почему эта теория не слишком известна в России.
Современный учебный процесс трудно представить без цифровых материалов, которые сочетают в себе различные медийные форматы одновременно — аудио и видео, текст, фотографии, рисунки, графики, анимацию и так далее. Такие материалы называются мультимедийными.
Сам термин «мультимедийность» появился в 1990-е годы и был связан с новыми технологическими возможностями. И Ричард Майер, автор теории мультимедийного обучения, разрабатывал её для асинхронных электронных курсов. Но сегодня её применяют шире: мультимедийные учебные материалы используют не только в таких курсах, но и много где ещё — например, в электронных учебниках, в VR-тренажёрах, в различных учебных приложениях.
Теория мультимедийного обучения описывает, как правильно сочетать разные способы подачи учебной информации: например, тексты с устной речью и изображениями.
Почему об этом вообще нужно задумываться? С одной стороны, если объяснение темы не ограничивается устной речью преподавателя, а сопровождается ещё и визуальными схемами, текстовыми тезисами и чем-то ещё, это должно помочь восприятию и пониманию. С другой стороны, одновременный поток информации, рассчитанной на разные сенсорные системы человека, может перегрузить и отвлечь внимание от главного.
Как найти баланс и сделать мультимедийные материалы действительно полезными для учащихся? Именно этому и посвящена теория мультимедийного обучения. За рубежом она стала частью педагогического, или дидактического, дизайна. В России она не очень широко известна.
Кто такой Ричард Майер, автор теории мультимедийного обучения
Ричард Майер (Richard E. Mayer) — известный американский психолог, учёный, ныне профессор Университета штата Калифорния. Вместе с коллегами он вот уже несколько десятков лет изучает, как люди воспринимают вербальную (то есть построенную на словах) и визуальную (построенную на образах) информацию.
Ричард Майер и его коллеги считают, что именно соединение визуальных и вербальных форм позволяет создавать самый полезный учебный контент. При этом нужно соблюдать ряд правил, заложенных теорией когнитивной нагрузки: то есть стараться не перегрузить рабочую память человека, чтобы он освоил новые знания. В этом и заключается суть когнитивной теории мультимедийного обучения.
Теория Майера стала результатом его многолетних исследований. Он опирался также на открытия, исследования и гипотезы других психологов и физиологов. Даже на такие фундаментальные, как представление о сенсорных системах человека, сформулированное ещё академиком Иваном Павловым. И на более «молодые» — например, на теорию двойного кодирования Аллана Пайвио.
Майер описал свою теорию в книге Multimedia Learning. Впервые она вышла в 2001 году в Кембридже. В 2012 году выпустили второе её издание, а в 2020-м — третье. На русском языке книга до сих пор не публиковалась. Кроме того, Майер выпустил «Руководство по мультимедийному обучению» (Handbook of Multimedia Learning), оно тоже переиздавалась уже дважды. В соавторстве с другими учёными и практиками Майер написал книгу «Электронное обучение и наука об обучении: проверенные рекомендации для потребителей и разработчиков мультимедийного обучения» (E-Learning and the Science of Instruction: Proven Guidelines for Consumers and Designers of Multimedia Learning).
Что такое мультимедийность и как она связана с мультимодальностью
Наряду с понятием мультимедийного обучения иногда упоминают мультимодальное обучение — как синоним. Кстати, Институт образовательных технологий Открытого университета Великобритании в 2023 году назвал мультимодальную педагогику в числе самых перспективных инноваций в образовании.
Как связаны эти два понятия? Чтобы это понять, давайте вспомним, что означают слова «медиа» и «модальность». «Медиа» — это любые средства коммуникации, то есть передачи информации (английское слово media происходит от латинского medium — «посредник»). Соответственно, под мультимедийностью понимается объединение в одно целое разных средств передачи информации.
Понятие мультимедийности появилось сначала применительно к индустрии СМИ, и что она собой представляет, проще всего объяснить как раз на их примере. Если раньше было чёткое разделение — в печатных медиа люди получали информацию в письменной вербальной форме и в виде картинок, по радио — в устной вербальной форме, то с появлением телевидения стало возможно получать информацию сразу в формате видеоряда, звуковой дорожки и бегущей строки с текстом (то есть здесь и образные визуальные, и вербальные средства).
Затем появился интернет, и традиционные медиа стали переходить в электронный формат, где и произошло почти полное смешение средств передачи: на сайте газеты прямо в тексте статьи можно посмотреть видеорепортаж, прослушать подкаст, полистать подборку фотографий, ещё и взаимодействуя при этом с интерактивными элементами (да, мультимедийные материалы, как правило, ещё и интерактивные).
Очень быстро мультимедийность стала проникать абсолютно во все сферы жизни, связанные с передачей информации. В том числе в обучение. Онлайн-курс, в котором учащийся слушает лекцию преподавателя и одновременно видит перед собой презентацию с текстовыми тезисами, статическими и динамическими (анимированными) картинками и схемами — мультимедийный.
Модальность (от лат. modus — способ) и мультимодальность — более сложные понятия. Особая сложность в том, что применительно к теме передачи и восприятия информации используются эти понятия и в физиологии, и в психологии, и в лингвистике, и в семиотике с теорией коммуникаций — причём везде со своими особенностями. Теория мультимедийного обучения оперирует понятием модальности из физиологии.
Это понятие связано с первой сигнальной системой человека (тут придётся немного вспомнить курс школьной биологии). Напомним, что это такое: человек получает информацию об окружающем мире через разные сенсорные системы, и на каждую из них работают определённые органы чувств. Сигналы, которые «проводит» какая-то одна конкретная сенсорная система, превращая их в ощущения, и называются модальностями. Это зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Проще говоря, модальность — физический способ восприятия информации через определённые органы чувств.
Соответственно, мультимодальность — это когда человек внутренне обрабатывает поступающую информацию («раскодирует» сигналы извне) при помощи разных модальностей одновременно.
Правда, здесь нужно сделать важную оговорку: у людей, в отличие от животных, кроме первой сигнальной системы, есть ещё и вторая, которая усложняет понимание устройства модальностей. Вторая сигнальная система — это такие условно-рефлекторные связи в мозге (по сути — наше мышление), для которых сигналами служат слово (речь), символы и образы. Благодаря им мы воспринимаем информацию, поступающую через зрение и слух, определённым образом — сначала как бы «раскодируем» её.
Зачем мы сейчас разбирались во всех этих ужасно сложных вещах? Чтобы усвоить, что медиа — это средство передачи информации, а модальность — способ её восприятия человеком. И проектировщику учебных материалов нужно грамотно соотносить разные средства передачи информации с разными способами их восприятия. Поэтому мультимедийность и мультимодальность — фактически две стороны одного процесса.
На чём базируется теория мультимедийного обучения
Мы уже упомянули, что базой для теории мультимедийного обучения служит другая теория — когнитивной нагрузки. В частности — её положения о рабочей (оперативной) памяти. Сразу оговоримся, что научные знания о том, как устроена рабочая память человека, что ей помогает, а что её перегружает, не стоят на месте, а пополняются результатами новых исследований в этой сфере. Поэтому и теория мультимедийного обучения тоже может пополняться новыми открытиями и связанными с ними практическими подходами. Не исключено, что какие-то её принципы со временем могут корректироваться.
А ещё теория мультимедийного обучения опирается на теорию двойного кодирования Аллана Пайвио. В очень упрощённом виде её суть заключается в том, что вербальную информацию (то есть выраженную в словах) для лучшего понимания и запоминания стоит ещё и визуализировать (выражать в образах). А объясняет Пайвио это так: процесс познания у человека включает в себя деятельность двух отдельных подсистем: вербальной, которая специализируется на обработке слов, и невербальной (образной), обрабатывающей неязыковые объекты, в том числе картинки. То есть это область работы второй сигнальной системы.
Когда человек распознаёт слова (слушает или читает) и визуальные объекты (смотрит на них), у него происходит внутренняя репрезентация. Репрезентацией может быть, например, внутренняя речь (чтение про себя) и образный ряд. Репрезентации слов (вербалики) задействуют не одну модальность, а разные ― зрительные, слуховые, даже кинестетические (тактильные, вкусовые и так далее).
Проще говоря, читая какое-то слово, мы можем его проговаривать про себя, а можем представлять связанный с ним образ. Таковы свойства языка и человеческого мышления.
Аллан Пайвио утверждал, что процесс познания у человека устроен через тесно переплетённое взаимодействие этих двух систем ― вербальной и невербальной. По его мнению, для того, чтобы познание шло эффективнее, новую информацию лучше подавать одновременно и в словах, и визуальных образах (то есть двумя «кодами» сразу). Тем более что визуальные образы запомнить проще, чем слова.
Три главных постулата мультимедийного обучения
С учётом всего описанного выше и многих исследований самого Ричарда Майера и его коллег, теория мультимодального обучения опирается на три фундаментальных предположения:
1. Учебную информацию человек воспринимает по двойному каналу (Dual-channel) — зрительному и слуховому.
Под каналами имеются в виду как раз модальности, о которых шла речь выше. Майер, как и автор теории двойного кодирования Пайвио, считает, что если задействовать зрительный и слуховой каналы одновременно, то это не перегружает объём кратковременной (рабочей, оперативной, как её ещё называют) памяти, а наоборот, помогает запоминанию. Когда информация подаётся визуально с последовательным объяснением вслух, она легче воспринимается и мозгу проще перенести её в долговременную память.
При этом Майер учитывает, что вербальную информацию, выраженную в тексте, человек воспринимает не только зрительно, но и в какой-то мере на слух. Сейчас, читая эту статью, вы видите текст, но мысленно можете и слышать его, если имеете привычку проговаривать про себя читаемый текст. В таком случае ваш слуховой канал так же занят, как и зрительный. Поэтому добавлять ещё одну нагрузку на слух не следует. Значит, прослушивание устного объяснения хорошо сочетается с просмотром визуальных образов (картинок, анимации и так далее), но не с чтением текста.
2. Объём информации, который человек способен обработать через вербальный и визуальный каналы одномоментно, ограничен.
Мозг и, соответственно, кратковременная память способны одномоментно обрабатывать не так уж много поступающих «когнитивных единиц» (новой информации). Попробуйте, например, через пару минут дословно воспроизвести этот маленький абзац, который вы сейчас читаете. Это очень сложная для мозга задача.
3. Обучение — активный процесс.
Когда человек воспринимает новую учебную информацию (то есть она поступает в его кратковременную рабочую память), в мозге идёт работа: из всего потока он фильтрует релевантную информацию, организует её в визуальные и вербальные ментальные модели, а затем интегрирует с уже имеющимися в долговременной памяти знаниями, то есть присоединяет к ним.
Получается, когда человек сидит и просто слушает или смотрит объяснение новой темы, в его мозге кипит сложный рабочий процесс. Мультимедийные учебные материалы должны помогать этому процессу, а не мешать.
Например, если в информационном потоке будет много лишнего, не имеющего прямого отношения к изучаемой теме (допустим, в презентацию добавлено много ярких иллюстраций просто для эстетики, а не для дела), это может помешать процессу. Мозгу придётся больше энергии уделить на то, чтобы отфильтровать нужную информацию от ненужной, это перегрузит кратковременную память, и возможно, что из-за этого меньше нужной информации интегрируется в долговременную память.
Описанные выше три предположения когнитивной теории мультимедийного обучения Ричард Майер положил в основу прикладных принципов, на базе которых нужно проектировать учебный контент. Эти принципы мы раскрываем в отдельной статье.
Почему теория Майера не слишком известна в России
В российских научных публикациях теория мультимедийного обучения упоминается. Можно найти и примеры её использования в разных сегментах образования. Так, известно, что в Тверском государственном университете принципы Майера использовали для выбора учебных видеоматериалов при обучении иностранному языку, в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете — при проектировании урока-презентации по иностранному языку.
Похоже, что в сфере неформального онлайн-образования (EdTech) и корпоративного обучения теорию Майера используют активнее, чем при создании учебного контента для школ, колледжей и вузов. Например, руководитель образовательного контента Skillbox Алина Сандарова рассказала, что теория мультимедийного обучения стала основой для создания контента в программах версий 2.0 и 3.0 на платформе Skillbox, причём для разных форматов, в том числе лонгридов и видеоуроков. Соблюдения принципов Майера придерживаются и в E-learning Center — компании-провайдере корпоративного обучения, поделилась генеральный директор этой компании и автор блога «Живое обучение» Елена Тихомирова.
Почему же теория мультимедийного обучения пока не нашла широкого применения в российской практике? Скорее всего, причина в том, что работы Ричарда Майера до сих пор не изданы на русском языке и поэтому не успели распространиться. О них узнают обычно при погружении в изучение педагогического (дидактического) дизайна — например, на курсах для методистов онлайн-обучения и в методических профессиональных сообществах.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!