Образование
#подборки

Телеграм-каналы и чаты для методистов и прочих разработчиков онлайн-обучения

Лайфхаки из практики, инструменты, советы из личного опыта и просто рабочая рефлексия — где про всё это почитать от коллег?

Иллюстрация: Mangostar / Westend61 on Offset / Shutterstock / Hasan Aci / Kaique Rocha / Pexels / Annie для Skillbox Media

Начнём с дисклеймера: наша подборка далеко не исчерпывающая. Каналов для разработчиков обучения за последнее время стало очень много, их ведут как отдельные эксперты, так и онлайн-школы. Редакция на свой вкус отбирала только авторские каналы и чаты (сообщества для общения) — и именно те, которые каким-то образом касаются разработки онлайн-обучения (каналы вообще для всех, кто работает в образовании, собраны здесь).

У каких-то каналов в этой подборке несколько тысяч подписчиков, а у каких-то — несколько сотен. Мы считаем, что это не самый важный показатель, поскольку он говорит не столько о качестве контента, сколько о том, как давно существует канал, и об усилиях по его раскрутке.

В подборку попали авторские каналы не только методистов, но и продуктологов, руководителей образовательных проектов, а также прочих экспертов, чьи знания и наблюдения полезны для всех разработчиков онлайн-обучения.

И ещё одно предупреждение: многие каналы с полезным контентом так или иначе продвигают свои продукты (как правило, это обучение методологии). Но мы не включали в подборку те каналы и чаты, которые практически целиком состоят из рекламы и анонсов вебинаров, а брали лишь те, где полезных материалов для чтения всё-таки больше, чем промо-контента.

«Живое обучение»

Автор канала Елена Тихомирова — эксперт с многолетним опытом в области e-learning, директор компании eLearning center, разрабатывающей корпоративное электронное обучение, автор книги «Живое обучение». Сейчас Елена работает над новой книгой о педагогическом дизайне и некоторые будущие наработки для неё публикует в канале. Вот, например, разъяснение, почему в обучении не может быть цели «знать», а должна быть функциональная цель «делать».

В канале регулярно появляются новые заметки об обучении взрослых — с фокусом на корпоративном контексте, однако многое будет полезно разработчикам онлайн-обучения и в EdTech, и в инфобизнесе. Например, о принципе отбора учебного контента, о разработке вовлекающего курса-лонгрида, о том, что должен знать специалист по обучению и как помочь студенту планировать свой учебный процесс. А ещё у Елены много интересной и важной для работы рефлексии — вот, например, пост-размышление о том, как желание избежать в курсе негативных рассказов и сценариев на самом деле мешает людям запомнить новую информацию.

Подписаться на канал

«LX notes // Образование как продукт»

Аббревиатура LX означает «учебный опыт» (Learning Experience). Learning Experience designer, или дизайнер учебного опыта, — одна из современных профессий в образовании, здесь можно прочитать подробнее, чем её содержание отличается от стандартных функций методиста. Канал ведёт Евгения Ращупкина — она сейчас работает проджект-менеджером в нидерландской компании и занимается проектами по корпоративному обучению (Женя рассказывала Skillbox Media, как искала эту работу), а за плечами у неё шестилетний опыт в EdTech, в том числе руководство «Школой методистов» Skillbox. Вот здесь она сама пишет о себе подробнее.

Кадр: сериал «Секс в большом городе» / Darren Star Productions / HBO Original

Её канал появился в 2017 году как личный блог и собрание заметок про разные аспекты проектирования обучения. Женя регулярно рекомендует записи вебинаров и публикации, которые показались ей полезными, делится идеями и лайфхаками, предлагает кейсы для разбора. Женина мечта — сделать так, чтобы методист (или разработчик курсов, или куратор чата, или кто угодно ещё, имеющий отношение к созданию и поддержке обучения) получил свою долю признания. «Меня по-прежнему не оставляет ощущение несправедливости, что те, кто создают образование, остаются в тени, за сценой и аудитория не знает своих героев», — пишет она.

Подписаться на канал

«Дизайн Образования»

Автор канала Андрей Комиссаров — директор направления «Развитие на основе данных» Университета 2035, методолог, эксперт в области игровых технологий, дата-инжиниринга и применения ИИ в образовании. Он часто выступает на профильных конференциях и с подписчиками канала тоже активно делится идеями, наблюдениями и опытом.

Андрей пишет о цифровизации образования, цифровом следе, публикует новости о технологических прорывах и открытиях нейронаук. Кроме этого, здесь много полезного и прикладного, собственно, о проектировании обучения. Так, автор разбирает, каким образом можно сочетать цикл Колба и цикл Ганье в разработке образовательной среды, как рефлексия студентов помогает оценивать образовательные результаты, какие ИИ-инструменты будут полезны практикам. А в октябре в канале стартовала «серия открытого методического сопроектирования» — автор задаёт для обсуждения вопросы в области педагогики, аналитики данных и методической работы, затем вместе с подписчиками ищет на них ответы.

Подписаться на канал

«Лаборатория онлайн-обучения»

Это авторский канал методолога, образовательного консультанта и эксперта Ассесмент-центра Университета Иннополис Михаила Осипова. Михаил тоже часто выступает на образовательных конференциях и вебинарах, и он — сторонник научного подхода в проектировании (то есть применения методов с исследованной и доказанной эффективностью).

Кадр: фильм «CODA: Ребёнок глухих родителей» / Vendôme Pictures / Pathé Films

В канале Михаила — полезные статьи и инсайты из личного опыта. Например, можно прочитать об эффекте Зейгарник и методе рефлексии, конструктивной согласованности и кейс-методе. А ещё здесь есть подборки литературы, ютуб-каналов и подкастов, которые будут интересны разработчикам обучения. Ссылки на эти и многие другие материалы собраны на отдельной странице, так что найти нужный контент несложно.

Подписаться на канал

«Методический кружок»

Михаил Осипов также является лидером и владельцем этого сообщества. Здесь можно задать вопрос или попросить коллег поделиться опытом, идеями, подсказать полезный инструмент для проектирования. Можно обсуждать свои рабочие «затыки» и кейсы, а также помогать другим. Например, недавно участники чата брейнштормили на тему, как придумать завязку курса по телефонному этикету, и дискутировали об использовании анимации в слайдовых курсах. Администратор канала Алёна Петрусенко собирает еженедельные дайджесты со ссылками на самые интересные обсуждения и кейсы, анонсы мероприятий и другой полезный контент.

Подписаться на канал

«Современное курсостроение»

Сооснователь и генеральный директор образовательной платформы «Лекториум» Яков Сомов ведёт канал «про поиск интересных решений в образовании и медиа» — так указано в описании. Это обозначение вполне отражает содержание канала. Автор публикует примеры визуального оформления рекламы и лендингов разных проектов (не только образовательных), приёмы из геймдизайна и кино, наблюдения за игроками индустрии и размышления о развитии технологий.

Этот контент, на первый взгляд, мало связан с проектированием обучения, но он может быть полезен продюсерам и продуктологам, а также педдизайнерам, которые видят свою роль шире, чем просто составление образовательной программы. Потому что эти наблюдения помогают развивать насмотренность и брать на вооружение лучшие идеи из разных цифровых индустрий. Не нужно забывать, что онлайн-образование сейчас конкурирует за внимание человека со всеми развлечениями, которые в любой момент доступны в смартфоне (игры, сериалы и так далее), а свой опыт пользования образовательными онлайн-ресурсами люди сопоставляют с опытом использования самых удобных и продвинутых онлайн-сервисов из любой сферы, хоть банковской, хоть какой угодно другой.

Подписаться на канал

Digital Tools for Creative Education

В этом канале методист, корпоративный тренер Center Game, ментор Клуба менторов Физтех-союза и консультант EdTech-стартапов Анна Бабина собирает огромную копилку цифровых инструментов для всех, кто создаёт образовательные продукты. Обработка изображений и видео, генерация картинок и текстов, добавление интерактива в занятия, конструктор инфографики, организация взаимодействия в онлайне — эти и многие другие задачи выполняют сервисы, которые Анна сама испытывает на практике. И потом делится с подписчиками способами применения каждого инструмента, его плюсами и минусами. Пишет она и об аналогах популярных инструментов, которые стали недоступны в России.

А ещё Анна запустила рубрику «Теоретическая база методиста». В серии постов она простым языком, приправленным сторителлингом, объясняет термины из наук об образовании и разбирает их основы, связывая с практикой. Например, пишет о логике изложения учебного материала, о бихевиоризме, когнитивизме и конструктивизме, об образовательных метриках. И ещё одна полезная рубрика — «Лайфхаки с моих консультаций». В ней автор рассказывает об инструментах и инсайтах, с помощью которых решила проблему клиента. Эти посты можно найти по тегу #консультации.

Подписаться на канал

«Сообщество Методистов»

Основательница этого сообщества — коуч, бизнес-тренер и методолог Светлана Толубеева. Для удобства навигации контент сообщества распределён по трём чатам. General предназначен для свободного обсуждения методических тем и вопросов, взаимопомощи и обмена опытом. Например, в октябре участники делились способами справляться с когнитивной усталостью, обсуждали, как снизить нагрузку на студентов на длительном курсе и собирать обратную связь на офлайн-мероприятиях.

Кадр: фильм «К тебе или ко мне?» / Hello Sunshine / Aggregate Films

Светлана также проводит эфиры (сама или с приглашёнными спикерами), к которым можно подключиться прямо в чате. Например, были эфиры о разных форматах в онлайн-обучении и конкретно о мастермайндах, а также о том, почему методологам, по мнению Светланы, полезно осваивать тренерские компетенции.

Также к сообществу относятся два других чата — «Вакансии», где можно за плату разместить своё объявление, и «Анонсы и новости» (о профессиональных мероприятиях).

Зайти в чат

«Netflix в сфере образования»

Авторский канал Григория Волчкова — он раньше руководил LXD-направлением в Center-Game, затем был продактом в «Академии Летово» (это новый бренд знаменитой школы «Летово», под которым создаётся линейка образовательных продуктов для учителей и школьных управленцев). А ещё Григорий один из экспертов курсов для методистов в «Нетологии».

Судя по обновлениям, канал он ведёт по мере возможности, поэтому бывает, что посты выходят друг за другом каждый день, а бывает тишина дольше недели. Контент тоже разный, включая личную рефлексию. А из полезного разработчикам обучения тут есть, например, размышления, что может означать удержание клиента с точки зрения бизнеса в образовании, подборка бесплатных и «условно бесплатных» сервисов для иконок и разбор компьютерных игр, в которых можно почерпнуть что-то полезное для e-learning (их можно найти по тегу #edu_games).

Подписаться на канал

«Методология, котики и рок-н-ролл»

Авторский канал методолога Варвары Егоровой — она преподаёт в НИУ ВШЭ, руководит лабораторией образовательных продуктов MetodLab и разрабатывает образовательные программы как для формального образования, так и для инфобизнеса. Кстати, в Skillbox Media выходило интервью с ней.

Канал Варвары в основном посвящён размышлениям и инсайтам из личного опыта о том, как разрабатывать, упаковывать и продвигать инфопродукты. Например, о формулировке уникального торгового предложения, групповых методах вовлечения слушателей, подготовке к публичным выступлениям, частых ошибках в разработке курсов, выходе на зарубежный рынок и ценообразовании. Также автор прямо в канале проводит открытые консультации и прямые эфиры, иногда с участием других экспертов. А по тегу #образованиекакпродукт легко находятся её заметки о продуктовом подходе в обучении.

Подписаться на канал

LXD Hero

Канал сообщества методистов LXD Hero основали Евгения Ращупкина (про её авторский канал мы рассказывали выше), методолог издательства «МИФ» и консультант образовательных проектов Мария Баженова и менеджер образовательных продуктов, креативный дизайнер образовательного опыта Дарья Туча. Они разрабатывают курсы для практиков в онлайн-образовании, проводят воркшопы и консультации для специалистов и целых команд.

Кадр: фильм «Пересечение» / Equinoxe Films

Евгения, Мария и Дарья рассказывают, например, о менторинге, поиске работы в образовании, генерации креативных идей, нейронаучных способах повысить эффективность обучения. В канале регулярно публикуются подборки новостей о том, как ИИ влияет на образование и рынок труда. А ещё основательницы сообщества записывают «кружочки» с ответами на вопрос, за который проголосовали подписчики, — например, «Что важнее всего при проектировании образовательной среды?» или «Какой вопрос обязательно нужно задать заказчику обучения?». Тут довольно много рекламы менторинга и курсов от LXD Hero, но авторы стараются давать её ненавязчиво в конце постов с полезной информацией.

Подписаться на канал

«Царёва в курсе»

Авторский канал Анны Царёвой — дизайнера образовательного опыта в Институте кино НИУ ВШЭ, методиста и ментора методистов. Она делится профессиональными наблюдениями и рекомендациями, рассказывает о теории и практике проектирования обучения. В начале года Анна запустила рубрику «Спросите методиста», в которой отвечала на актуальные вопросы новичков — например, где искать первых заказчиков, как рассчитать время на создание курса. Со временем рубрика переехала в закрытое платное сообщество, но десятки выпусков по-прежнему доступны в основном канале.

Ещё тут есть разбор ошибок в разработке обучения (например, непродуманное промежуточное оценивание), полезные памятки, краткое описание алгоритмов проектирования, советы по написанию учебных текстов и составлению методического портфолио.

Подписаться на канал

«Метод Кундеры | Про инфопродукты»

Авторский канал Натальи Кундеры. О себе она сообщает, что в прошлом преподавала немецкий язык, а сейчас — методолог и продуктолог из Агентства по методологии WES и Школы Продукта ШкП (Школа молодая — работает с 2021 года).

В описании канала указано, что он про онлайн-образование, запуски и методологию. По контенту заметно, что он нацелен скорее на представителей инфобизнеса, которые пытаются самостоятельно собирать свои курсы, а также на тех, кто только задумывается о профессии методиста в инфопродуктах. Автор очень простым языком и максимально коротко объясняет, как правильно создать учебную программу и как можно улучшить уже существующую, как у учащихся меняется мотивация по мере прохождения курса, а также даёт простые советы и рекомендации, например, как составить учебную презентацию.

Здесь нет рассуждений о теориях обучения, психологии обучения, методологических фреймворках и прочих сложных вещах, зато есть гайды и памятки — например, о том, как задать целевой аудитории неудобные вопросы (то есть как проводить продуктовое исследование).

Тут много рекламы своего продукта, но опытным методистам может быть любопытно понаблюдать за каналом в качестве примера того, как обучение методологии тоже может стать инфопродуктом (если вы задумываетесь, не открыть ли свою школу ?) или как продвигать свои услуги для инфобизнеса.

Подписаться на канал

«Набор методик | Идеи и готовые решения»

Этот канал запустили методологи, тренеры и разработчики образовательных программ Екатерина Михеева и Елизавета Говорунова. Подробнее об опыте Екатерины и Елизаветы можно узнать из отдельных постов. Как пишут сами авторы, канал стал для них местом, «где мы могли бы делиться своим практическим опытом: авторскими разработками, актуальными и проверенными временем инструментами для работы, играми, упражнениями и многим другим».

Хотя канал появился недавно, в нём уже накопилось немало полезного контента для тех, кто разрабатывает и проводит программы обучения взрослых (онлайн и офлайн). Авторы разбирают частые ошибки в проведении занятия и описывают методику трёхуровневого анализа образовательного опыта, делятся проверенными сервисами для оформления учебных материалов и рекомендациями по использованию видео в тренингах и курсах. В канале собрано много методик для работы с группой — активности для разных этапов занятия, задачи для вовлечения («Рублёвые слова» и «Узники»), приёмы вопрошания для тренингов.

Подписаться на канал

«На старт, внимание, курс»

Авторский канал Саши Осиповой, методиста и методолога, менеджера образовательных проектов в Kaspersky Academy, в прошлом — преподавателя в НИУ ВШЭ. Здесь она делится опытом и советами по проектированию обучения, а также рассказывает о самой профессии методиста, её задачах и вызовах, путях развития карьеры.

Кадр: сериал «В поле зрения» / Bad Robot Productions / Warner Bros.

Канал обновляется почти каждый день, причём постов «про жизнь» тут нет, а полезные тематические материалы разбавляются разве что подборками мемов каждую субботу. Так, автор рекомендует, чему учиться тем, кто создаёт образовательные продукты, разбирает карьерные треки методиста, тренды рынка труда и частые ошибки фрилансеров, делится списком полезных книг. Есть в канале и конкретные лайфхаки для решения методических задач — например, как удерживать внимание студентов, что учитывать при обучении старшеклассников и топ-менеджеров, как проводить брифинг заказчика и создавать видеоуроки. Самые интересные посты за месяц Саша собирает в дайджестах.

Подписаться на канал

«Бабаева, к доске!»

Наталья Бабаева называет себя «художником интеллектуальных продуктов» и пишет, что «работает у себя собой». Ранее она работала продактом и маркетологом, занимала должность директора по развитию в издательстве «МИФ», а сейчас в рамках своей «Школы ченджеров» проектирует онлайн-курсы и проводит исследования в сферах образования, продакт-менеджмента, развития бизнеса и создания инноваций.

Канал Натальи посвящён всем этим темам, а ещё она часто делится размышлениями о личностном и профессиональном развитии, опытом жизни в эмиграции. Например, пишет о том, как сюжет антиутопии «1984» отражает принципы обучения взрослых людей, о зубрёжке как инструменте познания и о формировании привычек как способе прокрастинации. А также о том, почему онлайн-курсы не обязательно должны нести рациональную пользу студентам.

Подписаться на канал

«Образовательный геймдев»

Канал методиста-игропрактика Елизаветы Лобановой, автора курсов и образовательных игр, преподавателя в School of Education и куратора «Икры». Ранее Лиза работала тимлидом методической команды «Бизнес-школа» в Skillbox и написала для нас статьи о сторителлинге и разветвлённых квестах в обучении.

В канале Елизавета пишет об образовательных и прикладных играх, геймификации в обучении, методологиях креативного мышления, сторителлинге и нарративном дизайне в играх и образовании. Она рассказывает, например, как прокачивать мышление разработчика игр и игровое мышление вообще, как методисту развиваться в карьерной траектории игропрактика или геймификатора. Непосредственно разрабатывать игры и увлекательные курсы помогут советы, которыми делится автор, — например, о выборе игровых механик под образовательные цели, о важности эстетики в дизайне курса, об использовании предметов искусства и комиксов в обучении.

Подписаться на канал

«Методист и деньги»

Этот, пока ещё совсем молодой, канал создала Мария Вареник — магистр психологии, продуктовый методолог и разработчик образовательных программ для взрослых и подростков. С 2016 года она работала и как штатный методист в онлайн-школах (в том числе в Skillbox), и как фрилансер, создавая курсы для крупных компаний и стартапов.

Кадр: «Всегда говори „да“» / Warner Bros. / Heyday Films

Содержание канала сама Мария описывает так: «О том, как методисту зарабатывать больше, как оценивать свою работу и объяснять свою ценность в образовательном бизнесе». Постов здесь пока ещё мало, но автор планирует раскрывать и обсуждать с подписчиками тему финансов в разных аспектах — от переговоров с заказчиками и ценообразования для фрилансеров до внутренних установок по отношению к деньгам.

Подписаться на канал

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована