Телеграм-каналы и чаты для методистов и прочих разработчиков онлайн-обучения
Лайфхаки из практики, инструменты, советы из личного опыта и просто рабочая рефлексия — где про всё это почитать от коллег?
Иллюстрация: Mangostar / Westend61 on Offset / Shutterstock / Hasan Aci / Kaique Rocha / Pexels / Annie для Skillbox Media
Начнём с дисклеймера: наша подборка далеко не исчерпывающая. Каналов для разработчиков обучения за последнее время стало очень много, их ведут как отдельные эксперты, так и онлайн-школы. Редакция на свой вкус отбирала только авторские каналы и чаты (сообщества для общения) — и именно те, которые каким-то образом касаются разработки онлайн-обучения (каналы вообще для всех, кто работает в образовании, собраны здесь).
У каких-то каналов в этой подборке несколько тысяч подписчиков, а у каких-то — несколько сотен. Мы считаем, что это не самый важный показатель, поскольку он говорит не столько о качестве контента, сколько о том, как давно существует канал, и об усилиях по его раскрутке.
В подборку попали авторские каналы не только методистов, но и продуктологов, руководителей образовательных проектов, а также прочих экспертов, чьи знания и наблюдения полезны для всех разработчиков онлайн-обучения.
И ещё одно предупреждение: многие каналы с полезным контентом так или иначе продвигают свои продукты (как правило, это обучение методологии). Но мы не включали в подборку те каналы и чаты, которые практически целиком состоят из рекламы и анонсов вебинаров, а брали лишь те, где полезных материалов для чтения всё-таки больше, чем промо-контента.
«Живое обучение»
Автор канала Елена Тихомирова — эксперт с многолетним опытом в области e-learning, директор компании eLearning center, разрабатывающей корпоративное электронное обучение, автор книги «Живое обучение». Сейчас Елена работает над новой книгой о педагогическом дизайне и некоторые будущие наработки для неё публикует в канале. Вот, например, разъяснение, почему в обучении не может быть цели «знать», а должна быть функциональная цель «делать».
В канале регулярно появляются новые заметки об обучении взрослых — с фокусом на корпоративном контексте, однако многое будет полезно разработчикам онлайн-обучения и в EdTech, и в инфобизнесе. Например, о принципе отбора учебного контента, о разработке вовлекающего курса-лонгрида, о том, что должен знать специалист по обучению и как помочь студенту планировать свой учебный процесс. А ещё у Елены много интересной и важной для работы рефлексии — вот, например, пост-размышление о том, как желание избежать в курсе негативных рассказов и сценариев на самом деле мешает людям запомнить новую информацию.
Подписаться на канал«LX notes // Образование как продукт»
Аббревиатура LX означает «учебный опыт» (Learning Experience). Learning Experience designer, или дизайнер учебного опыта, — одна из современных профессий в образовании, здесь можно прочитать подробнее, чем её содержание отличается от стандартных функций методиста. Канал ведёт Евгения Ращупкина — она сейчас работает проджект-менеджером в нидерландской компании и занимается проектами по корпоративному обучению (Женя рассказывала Skillbox Media, как искала эту работу), а за плечами у неё шестилетний опыт в EdTech, в том числе руководство «Школой методистов» Skillbox. Вот здесь она сама пишет о себе подробнее.
Её канал появился в 2017 году как личный блог и собрание заметок про разные аспекты проектирования обучения. Женя регулярно рекомендует записи вебинаров и публикации, которые показались ей полезными, делится идеями и лайфхаками, предлагает кейсы для разбора. Женина мечта — сделать так, чтобы методист (или разработчик курсов, или куратор чата, или кто угодно ещё, имеющий отношение к созданию и поддержке обучения) получил свою долю признания. «Меня по-прежнему не оставляет ощущение несправедливости, что те, кто создают образование, остаются в тени, за сценой и аудитория не знает своих героев», — пишет она.
Подписаться на канал«Дизайн Образования»
Автор канала Андрей Комиссаров — директор направления «Развитие на основе данных» Университета 2035, методолог, эксперт в области игровых технологий, дата-инжиниринга и применения ИИ в образовании. Он часто выступает на профильных конференциях и с подписчиками канала тоже активно делится идеями, наблюдениями и опытом.
Андрей пишет о цифровизации образования, цифровом следе, публикует новости о технологических прорывах и открытиях нейронаук. Кроме этого, здесь много полезного и прикладного, собственно, о проектировании обучения. Так, автор разбирает, каким образом можно сочетать цикл Колба и цикл Ганье в разработке образовательной среды, как рефлексия студентов помогает оценивать образовательные результаты, какие ИИ-инструменты будут полезны практикам. А в октябре в канале стартовала «серия открытого методического сопроектирования» — автор задаёт для обсуждения вопросы в области педагогики, аналитики данных и методической работы, затем вместе с подписчиками ищет на них ответы.
Подписаться на канал«Лаборатория онлайн-обучения»
Это авторский канал методолога, образовательного консультанта и эксперта Ассесмент-центра Университета Иннополис Михаила Осипова. Михаил тоже часто выступает на образовательных конференциях и вебинарах, и он — сторонник научного подхода в проектировании (то есть применения методов с исследованной и доказанной эффективностью).
В канале Михаила — полезные статьи и инсайты из личного опыта. Например, можно прочитать об эффекте Зейгарник и методе рефлексии, конструктивной согласованности и кейс-методе. А ещё здесь есть подборки литературы, ютуб-каналов и подкастов, которые будут интересны разработчикам обучения. Ссылки на эти и многие другие материалы собраны на отдельной странице, так что найти нужный контент несложно.
Подписаться на канал«Методический кружок»
Михаил Осипов также является лидером и владельцем этого сообщества. Здесь можно задать вопрос или попросить коллег поделиться опытом, идеями, подсказать полезный инструмент для проектирования. Можно обсуждать свои рабочие «затыки» и кейсы, а также помогать другим. Например, недавно участники чата брейнштормили на тему, как придумать завязку курса по телефонному этикету, и дискутировали об использовании анимации в слайдовых курсах. Администратор канала Алёна Петрусенко собирает еженедельные дайджесты со ссылками на самые интересные обсуждения и кейсы, анонсы мероприятий и другой полезный контент.
Подписаться на канал«Современное курсостроение»
Сооснователь и генеральный директор образовательной платформы «Лекториум» Яков Сомов ведёт канал «про поиск интересных решений в образовании и медиа» — так указано в описании. Это обозначение вполне отражает содержание канала. Автор публикует примеры визуального оформления рекламы и лендингов разных проектов (не только образовательных), приёмы из геймдизайна и кино, наблюдения за игроками индустрии и размышления о развитии технологий.
Этот контент, на первый взгляд, мало связан с проектированием обучения, но он может быть полезен продюсерам и продуктологам, а также педдизайнерам, которые видят свою роль шире, чем просто составление образовательной программы. Потому что эти наблюдения помогают развивать насмотренность и брать на вооружение лучшие идеи из разных цифровых индустрий. Не нужно забывать, что онлайн-образование сейчас конкурирует за внимание человека со всеми развлечениями, которые в любой момент доступны в смартфоне (игры, сериалы и так далее), а свой опыт пользования образовательными онлайн-ресурсами люди сопоставляют с опытом использования самых удобных и продвинутых онлайн-сервисов из любой сферы, хоть банковской, хоть какой угодно другой.
Подписаться на каналDigital Tools for Creative Education
В этом канале методист, корпоративный тренер Center Game, ментор Клуба менторов Физтех-союза и консультант EdTech-стартапов Анна Бабина собирает огромную копилку цифровых инструментов для всех, кто создаёт образовательные продукты. Обработка изображений и видео, генерация картинок и текстов, добавление интерактива в занятия, конструктор инфографики, организация взаимодействия в онлайне — эти и многие другие задачи выполняют сервисы, которые Анна сама испытывает на практике. И потом делится с подписчиками способами применения каждого инструмента, его плюсами и минусами. Пишет она и об аналогах популярных инструментов, которые стали недоступны в России.
А ещё Анна запустила рубрику «Теоретическая база методиста». В серии постов она простым языком, приправленным сторителлингом, объясняет термины из наук об образовании и разбирает их основы, связывая с практикой. Например, пишет о логике изложения учебного материала, о бихевиоризме, когнитивизме и конструктивизме, об образовательных метриках. И ещё одна полезная рубрика — «Лайфхаки с моих консультаций». В ней автор рассказывает об инструментах и инсайтах, с помощью которых решила проблему клиента. Эти посты можно найти по тегу #консультации.
Подписаться на канал«Сообщество Методистов»
Основательница этого сообщества — коуч, бизнес-тренер и методолог Светлана Толубеева. Для удобства навигации контент сообщества распределён по трём чатам. General предназначен для свободного обсуждения методических тем и вопросов, взаимопомощи и обмена опытом. Например, в октябре участники делились способами справляться с когнитивной усталостью, обсуждали, как снизить нагрузку на студентов на длительном курсе и собирать обратную связь на офлайн-мероприятиях.
Светлана также проводит эфиры (сама или с приглашёнными спикерами), к которым можно подключиться прямо в чате. Например, были эфиры о разных форматах в онлайн-обучении и конкретно о мастермайндах, а также о том, почему методологам, по мнению Светланы, полезно осваивать тренерские компетенции.
Также к сообществу относятся два других чата — «Вакансии», где можно за плату разместить своё объявление, и «Анонсы и новости» (о профессиональных мероприятиях).
Зайти в чат«Netflix в сфере образования»
Авторский канал Григория Волчкова — он раньше руководил LXD-направлением в Center-Game, затем был продактом в «Академии Летово» (это новый бренд знаменитой школы «Летово», под которым создаётся линейка образовательных продуктов для учителей и школьных управленцев). А ещё Григорий один из экспертов курсов для методистов в «Нетологии».
Судя по обновлениям, канал он ведёт по мере возможности, поэтому бывает, что посты выходят друг за другом каждый день, а бывает тишина дольше недели. Контент тоже разный, включая личную рефлексию. А из полезного разработчикам обучения тут есть, например, размышления, что может означать удержание клиента с точки зрения бизнеса в образовании, подборка бесплатных и «условно бесплатных» сервисов для иконок и разбор компьютерных игр, в которых можно почерпнуть что-то полезное для e-learning (их можно найти по тегу #edu_games).
«Методология, котики и рок-н-ролл»
Авторский канал методолога Варвары Егоровой — она преподаёт в НИУ ВШЭ, руководит лабораторией образовательных продуктов MetodLab и разрабатывает образовательные программы как для формального образования, так и для инфобизнеса. Кстати, в Skillbox Media выходило интервью с ней.
Канал Варвары в основном посвящён размышлениям и инсайтам из личного опыта о том, как разрабатывать, упаковывать и продвигать инфопродукты. Например, о формулировке уникального торгового предложения, групповых методах вовлечения слушателей, подготовке к публичным выступлениям, частых ошибках в разработке курсов, выходе на зарубежный рынок и ценообразовании. Также автор прямо в канале проводит открытые консультации и прямые эфиры, иногда с участием других экспертов. А по тегу #образованиекакпродукт легко находятся её заметки о продуктовом подходе в обучении.
Подписаться на каналLXD Hero
Канал сообщества методистов LXD Hero основали Евгения Ращупкина (про её авторский канал мы рассказывали выше), методолог издательства «МИФ» и консультант образовательных проектов Мария Баженова и менеджер образовательных продуктов, креативный дизайнер образовательного опыта Дарья Туча. Они разрабатывают курсы для практиков в онлайн-образовании, проводят воркшопы и консультации для специалистов и целых команд.
Евгения, Мария и Дарья рассказывают, например, о менторинге, поиске работы в образовании, генерации креативных идей, нейронаучных способах повысить эффективность обучения. В канале регулярно публикуются подборки новостей о том, как ИИ влияет на образование и рынок труда. А ещё основательницы сообщества записывают «кружочки» с ответами на вопрос, за который проголосовали подписчики, — например, «Что важнее всего при проектировании образовательной среды?» или «Какой вопрос обязательно нужно задать заказчику обучения?». Тут довольно много рекламы менторинга и курсов от LXD Hero, но авторы стараются давать её ненавязчиво в конце постов с полезной информацией.
Подписаться на канал«Царёва в курсе»
Авторский канал Анны Царёвой — дизайнера образовательного опыта в Институте кино НИУ ВШЭ, методиста и ментора методистов. Она делится профессиональными наблюдениями и рекомендациями, рассказывает о теории и практике проектирования обучения. В начале года Анна запустила рубрику «Спросите методиста», в которой отвечала на актуальные вопросы новичков — например, где искать первых заказчиков, как рассчитать время на создание курса. Со временем рубрика переехала в закрытое платное сообщество, но десятки выпусков по-прежнему доступны в основном канале.
Ещё тут есть разбор ошибок в разработке обучения (например, непродуманное промежуточное оценивание), полезные памятки, краткое описание алгоритмов проектирования, советы по написанию учебных текстов и составлению методического портфолио.
Подписаться на канал«Метод Кундеры | Про инфопродукты»
Авторский канал Натальи Кундеры. О себе она сообщает, что в прошлом преподавала немецкий язык, а сейчас — методолог и продуктолог из Агентства по методологии WES и Школы Продукта ШкП (Школа молодая — работает с 2021 года).
В описании канала указано, что он про онлайн-образование, запуски и методологию. По контенту заметно, что он нацелен скорее на представителей инфобизнеса, которые пытаются самостоятельно собирать свои курсы, а также на тех, кто только задумывается о профессии методиста в инфопродуктах. Автор очень простым языком и максимально коротко объясняет, как правильно создать учебную программу и как можно улучшить уже существующую, как у учащихся меняется мотивация по мере прохождения курса, а также даёт простые советы и рекомендации, например, как составить учебную презентацию.
Здесь нет рассуждений о теориях обучения, психологии обучения, методологических фреймворках и прочих сложных вещах, зато есть гайды и памятки — например, о том, как задать целевой аудитории неудобные вопросы (то есть как проводить продуктовое исследование).
Тут много рекламы своего продукта, но опытным методистам может быть любопытно понаблюдать за каналом в качестве примера того, как обучение методологии тоже может стать инфопродуктом (если вы задумываетесь, не открыть ли свою школу 😉) или как продвигать свои услуги для инфобизнеса.
Подписаться на канал«Набор методик | Идеи и готовые решения»
Этот канал запустили методологи, тренеры и разработчики образовательных программ Екатерина Михеева и Елизавета Говорунова. Подробнее об опыте Екатерины и Елизаветы можно узнать из отдельных постов. Как пишут сами авторы, канал стал для них местом, «где мы могли бы делиться своим практическим опытом: авторскими разработками, актуальными и проверенными временем инструментами для работы, играми, упражнениями и многим другим».
Хотя канал появился недавно, в нём уже накопилось немало полезного контента для тех, кто разрабатывает и проводит программы обучения взрослых (онлайн и офлайн). Авторы разбирают частые ошибки в проведении занятия и описывают методику трёхуровневого анализа образовательного опыта, делятся проверенными сервисами для оформления учебных материалов и рекомендациями по использованию видео в тренингах и курсах. В канале собрано много методик для работы с группой — активности для разных этапов занятия, задачи для вовлечения («Рублёвые слова» и «Узники»), приёмы вопрошания для тренингов.
Подписаться на канал«На старт, внимание, курс»
Авторский канал Саши Осиповой, методиста и методолога, менеджера образовательных проектов в Kaspersky Academy, в прошлом — преподавателя в НИУ ВШЭ. Здесь она делится опытом и советами по проектированию обучения, а также рассказывает о самой профессии методиста, её задачах и вызовах, путях развития карьеры.
Канал обновляется почти каждый день, причём постов «про жизнь» тут нет, а полезные тематические материалы разбавляются разве что подборками мемов каждую субботу. Так, автор рекомендует, чему учиться тем, кто создаёт образовательные продукты, разбирает карьерные треки методиста, тренды рынка труда и частые ошибки фрилансеров, делится списком полезных книг. Есть в канале и конкретные лайфхаки для решения методических задач — например, как удерживать внимание студентов, что учитывать при обучении старшеклассников и топ-менеджеров, как проводить брифинг заказчика и создавать видеоуроки. Самые интересные посты за месяц Саша собирает в дайджестах.
Подписаться на канал«Бабаева, к доске!»
Наталья Бабаева называет себя «художником интеллектуальных продуктов» и пишет, что «работает у себя собой». Ранее она работала продактом и маркетологом, занимала должность директора по развитию в издательстве «МИФ», а сейчас в рамках своей «Школы ченджеров» проектирует онлайн-курсы и проводит исследования в сферах образования, продакт-менеджмента, развития бизнеса и создания инноваций.
Канал Натальи посвящён всем этим темам, а ещё она часто делится размышлениями о личностном и профессиональном развитии, опытом жизни в эмиграции. Например, пишет о том, как сюжет антиутопии «1984» отражает принципы обучения взрослых людей, о зубрёжке как инструменте познания и о формировании привычек как способе прокрастинации. А также о том, почему онлайн-курсы не обязательно должны нести рациональную пользу студентам.
Подписаться на канал«Образовательный геймдев»
Канал методиста-игропрактика Елизаветы Лобановой, автора курсов и образовательных игр, преподавателя в School of Education и куратора «Икры». Ранее Лиза работала тимлидом методической команды «Бизнес-школа» в Skillbox и написала для нас статьи о сторителлинге и разветвлённых квестах в обучении.
В канале Елизавета пишет об образовательных и прикладных играх, геймификации в обучении, методологиях креативного мышления, сторителлинге и нарративном дизайне в играх и образовании. Она рассказывает, например, как прокачивать мышление разработчика игр и игровое мышление вообще, как методисту развиваться в карьерной траектории игропрактика или геймификатора. Непосредственно разрабатывать игры и увлекательные курсы помогут советы, которыми делится автор, — например, о выборе игровых механик под образовательные цели, о важности эстетики в дизайне курса, об использовании предметов искусства и комиксов в обучении.
Подписаться на канал«Методист и деньги»
Этот, пока ещё совсем молодой, канал создала Мария Вареник — магистр психологии, продуктовый методолог и разработчик образовательных программ для взрослых и подростков. С 2016 года она работала и как штатный методист в онлайн-школах (в том числе в Skillbox), и как фрилансер, создавая курсы для крупных компаний и стартапов.
Содержание канала сама Мария описывает так: «О том, как методисту зарабатывать больше, как оценивать свою работу и объяснять свою ценность в образовательном бизнесе». Постов здесь пока ещё мало, но автор планирует раскрывать и обсуждать с подписчиками тему финансов в разных аспектах — от переговоров с заказчиками и ценообразования для фрилансеров до внутренних установок по отношению к деньгам.
Подписаться на каналБольше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!