О нехватке педагогических кадров вице-премьер Татьяна Голикова рассказала 18 октября, выступая на пленарном заседании в Госдуме. Об этом сообщает ТАСС.
Какая информация стала известна
По словам вице-премьера, дефицит педагогов составляет 11 тысяч человек. Она отметила, что ведётся работа для его преодоления — например, за счёт программы «Земский учитель». В рамках этой программы педагоги, переезжающие работать в малые города и сёла, получают выплаты в размере 1 млн рублей. А для тех, кто приезжает работать в сельских школах Дальнего Востока, они составляют 2 млн рублей. Голикова сообщила, что этот проект помог закрыть 5 тысяч вакансий (напомним, проект реализуется с 2020 года).
Заявление об общем дефиците педагогов прокомментировал автор телеграм-канала «Наука и университеты» Евгений Белый. Он задался вопросом, учтено ли в этом показателе то, что многие учителя работают на полторы-две ставки. Если это не учли, то реальный дефицит может быть гораздо больше.
Как обстоит ситуация с дефицитом учителей в разных регионах
Основываясь на данных региональных властей, в ТАСС подсчитали, что в большинстве регионов дефицит учителей колеблется от менее чем 1 до 10%, а в среднем по стране он составляет 3,7%.
В Ивановской области дефицит учителей составляет 10%. А в Камчатском и Приморском краях, а также в Воронежской области — примерно 7%. Кроме того, среднероссийский показатель превышен в Астраханской, Кировской, Курганской и Челябинской областях и составляет более 5%.
В комментариях для ТАСС представители региональных властей отметили, что рост зарплат и программы поддержки педагогов вроде «Земского учителя» заметно улучшили кадровую ситуацию, а кое-где помогли закрыть дефицит. Регионы, в которых, по данным властей, нет трудностей с поиском учителей, — Москва, Санкт-Петербург, Тульская область, Ингушетия и Чукотка.
Кстати, результаты подсчётов ТАСС близки к данным из последнего статистического сборника НИУ ВШЭ из серии «Индикаторы образования». В нём говорится, что в 2021/2022 учебном году до полной комплектации школам не хватало 3,1%. Однако в марте 2023-го Голикова заявила, что не заполнены только менее 2% рабочих мест для педагогов.
А недавно общественное движение «Народный фронт» провело собственный мониторинг потребностей в педагогах и выяснило, что в примерно 40% образовательных организаций открыты вакансии для педагогов. Больше всего в стране не хватает учителей математики — об этом сообщили 43,8% опрошенных директоров школ. На втором месте — преподаватели физики (22,4%).
Решение проблемы ищут в системе педагогического образования. По мнению ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Лубкова, наиболее эффективны механизм целевого обучения и допуск студентов старших курсов педвузов к работе в школе. А в Минпросвещения напомнили о растущем интересе молодёжи к профессии педагога. В этом году число заявлений в педвузы выросло почти на 100 тысяч по сравнению с 2022-м.
Помимо того, с этого года выпускникам педколледжей разрешили работать в детских садах и школах, но это касается только преподавания в младших классах. А ещё летом глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил, что в колледжах начнут готовить учителей для 5–9-х классов.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!