Связь между физической активностью и успехами в учёбе подтверждена ещё раз
Занятия спортом могут помочь школьникам контролировать эмоции, а это положительно сказывается на успеваемости, считают учёные из Кембриджа.
: pressmaster / shutterstock
Прежние исследования показали, что физическая активность усиливает работу префронтальной коры головного мозга детей, а именно она связана с саморегуляцией — способностью управлять своими мыслями, эмоциями и поведением, чтобы достичь определённой цели. Учёные из Кембриджского университета захотели точнее установить связи между физической активностью, саморегуляцией и успеваемостью у детей. Для этого они использовали Millennium Cohort Study (лонгитюдное исследование детей, рождённых в 2000–2001 годах в Великобритании). Они изучили данные порядка 4 тысяч детей и разделили их на три возрастные группы — по 7, 11 и 14 лет.
Анализ данных, опубликованный в журнале PLOS ONE, показал, что занятия спортом связаны с умением контролировать скорее эмоции, чем поведение. При этом в первой группе (дети 7 лет) занятия спортом оказали позитивное влияние на навыки управления эмоциями, что приводило к более высокой успеваемости в начальной школе. А во второй группе (11 лет) позитивное воздействие физической активности на успехи в школе может быть связано с поведенческой регуляцией, предполагают учёные. С учётом социально-экономического статуса эти связи стали ещё более выраженными, отмечают исследователи.
Педагогам стоит помнить, уверены учёные, что физическая активность — это забота не только о теле, но и об интеллекте. Позитивное влияние спорта (особенно командных упражнений с мячом и плавания) стоит учитывать и в работе с детьми из малообеспеченных семей, которым не хватает ресурсов и возможностей для тренировок.
Связь между физической активностью и успехами в учёбе давно интересует исследователей: её существование давно установлено, но не до конца было понятно, как это работает. Так, швейцарские учёные недавно выяснили, что уровень физподготовки влияет на исполнительные функции мозга, а они, в свою очередь, — на когнитивную гибкость в частности и на успеваемость в целом.