Образование
#статьи

Студенты сливаются с курса! Что делать?

Рассказывают методисты Skillbox и Level One.

Adam Rodenberg / Stark Couman / WikiMedia / Colowgee для Skillbox Media

Вы создали классный курс, набрали группу, начали обучать. Но дальше что-то пошло не так — кто-то из учеников бросил учёбу после первых уроков, кто-то — на середине. До финала дошла всего пара человек. Обидно…

Как сделать так, чтобы студенты полюбили курс и захотели пройти его до конца?

В среднем студенты проходят онлайн-курс на

59%

По данным исследования «Барометр онлайн-образования».

Если отвечать на этот вопрос коротко, то необходимо:

Но давайте обо всём по порядку.

Изучите плюсы и минусы всех форматов

Американский педагог Эдгар Дейл в своей пирамиде обучения утверждает, что мы запоминаем только 10% того, что прочитали, и 50% того, что увидели и услышали. И, хотя у этой теории много как последователей, так и противников, видеокурсы сейчас пользуются большей популярностью, потому что их проходить легче и удобнее.

Кирилл Прудников

руководитель образовательных программ педагогических практик Skillbox

Раньше говорили об ограничении видео в десять минут, сейчас уже и в семь-шесть. Слышал сравнение: шесть минут — это две остановки московского метро. Однако я бы не советовал подгонять все курсы под это правило. Нужно исходить из доказательного образовательного подхода и опыта студентов. Например, мы в Skillbox пришли к тому, чтобы не делать длинных лекций, но, судя по количеству просмотров у часовых выступлений Майкла Сэндела из Гарвардского университета на YouTube, и у этого формата есть свои поклонники.

При этом полностью основывать курс на видео не стоит. Предоставьте вашим студентам выбор: оформите краткий конспект лекции и презентации, добавьте аудио.

Важно! В интернете люди читают по диагонали, поэтому в текстовых блоках важно выделять заголовки, подзаголовки, списки — так студенты смогут даже беглым взглядом уловить самую главную информацию. Структурируйте текст — это улучшает его восприятие на 124%.

Практическую ценность курса увеличат:

  • совместная работа — вебинары, мозговые штурмы, игры;
  • и самостоятельная — тренажёры, защита проектов, письменные домашние задания.

Ирина Никитина

методист и куратор образовательных программ Level One

Гармонично сочетайте теорию и практику. Никто не хочет слушать несколько лекций чистой теории, но при этом советы, которые ни на чём не основаны, вызывают сомнения.

Важно, чтобы человек уже после первых уроков мог применить новые знания.

Кирилл Прудников

Skillbox

Принцип «говорящей головы» неэффективен, ни в живой аудитории, ни в зуме. Чтобы курс хотели пройти до конца, создайте интерактивную образовательную среду — пространство образовательной программы, в котором её участники, преподаватели и студенты, взаимодействуют между собой и изучают содержание курса.

Исходите из цели

Программа курса должна привести студента от точки А к точке В, в которой он получит то, что хотел.

Ирина Никитина

Level One

Структура хорошего онлайн-курса опирается на логику обратного проектирования: на старте мы формулируем результаты курса, то есть к чему должны прийти участники, и исходя из этих результатов составляем программу и наполнение. Для каждого тезиса, блока или задания мы в Level One делаем проверку, помогают ли эти знания достичь результатов курса или являются второстепенными по отношению к ним.

Изучите студентов

Перед тем как приступить к разработке программы, проведите опрос и глубинные интервью потенциальных учеников. Так вы определитесь с уровнем сложности уроков и списком тем, которые действительно важны для студентов.

Ирина Никитина

Level One

Тех, кто только начинает погружаться в тему, постепенно вводите в содержание и объясняйте сложные термины. А тем, кто уже разбирается, дайте больше деталей и подробностей. Экспертиза лектора важна, но в основе концепта и логики курсов Level One лежит запрос аудитории — что интересно людям и как они сами формулируют темы.

Читайте также: в блоге на vc.ru методисты Skillbox рассказали о том, как исследование аудитории помогло им всего за три недели разработать курс по заказу ВШЭ.

Организуйте обратную связь со студентами и их вовлечение

Обратная связь в случае с онлайн-обучением — это дополнительная мотивация. Принцип «по своей воле купил курс — пусть сам себя и мотивирует» на первый взгляд кажется справедливым, но это, что называется, непедагогично.

Пользу обратной связи в корпоративной среде доказывают исследования:

  • После того как Adobe ввёл в корпоративную этику правило постоянной обратной связи, количество увольнений по собственному желанию снизилось на 30%.
  • По исследованиям Gallup, те сотрудники, которые вовлечены в процесс и счастливы выполнять свою работу, добиваются больших результатов, чем другие.

Эта же логика справедлива и для онлайн-обучения.

Ирина Никитина

Level One

Даже самый мотивированный человек может отвлечься на бытовые дела, забыть о курсе, нужно помочь ему вернуться к обучению и его цели. В этом помогает работа куратора с группой — общие и личные посты-напоминалки, помощь в выполнении домашки, возможность задать вопрос эксперту, когда что-то непонятно.

На вебинарах мы проводим опросы, даём небольшие задания, которые легко сделать сразу на вебинаре. За пределами уроков мы призываем студентов делиться выполненными домашками в общем чате, чтобы вдохновлять одногруппников и поддерживать комьюнити.

Кирилл Прудников

Skillbox

Эмоциональное состояние у обучающихся постоянно меняется, мотивация то падает, то восстанавливается, поэтому всегда находитесь в коммуникации со студентами. Если не разговаривать с ними и не учитывать изменение потребностей и настроения, то интерактивной среды не получится.

Полезный совет. Обратная связь — это не только способ удержания студентов, но и помощь в усовершенствовании продукта. Никогда не думайте, что вы создали ту самую идеальную программу. Студенты всегда что-нибудь заметят. Дайте им возможность высказаться по поводу программы, спикеров, процесса обучения — пусть ставят оценки, оставляют пожелания и предложения. Также со студентами можно проводить глубинные интервью, они дают более объёмную картину, чем простое оценивание в баллах.

Как понять, что людям нравится курс?

Спросите их напрямую!

Процент окончивших онлайн-курс — не единственный важный показатель. Один студент может просмотреть все уроки вполглаза и забыть о них на следующий день. При этом другой человек уже на середине курса может получить то, чего он ждал от программы.

Ирина Никитина

Level One

В оценке эффективности курса важно не только то, сколько человек прошли его до конца. Важны ещё и личные отзывы людей: что было в курсе хорошего и плохого, что вдохновило, а что было сложным, насколько полученные на курсе знания им пригодились.

Чтобы проверить, доволен ли студент курсом, можно использовать традиционные для маркетинга метрики — CSAT и NPS.

CSAT — индекс удовлетворённости клиентов, который получают с помощью опроса. Клиенту предлагают по 10- или 5-балльной шкале оценить работу кураторов, специалистов поддержки, полезность домашнего задания и так далее.

NPS — индекс потребительской лояльности. Попросите студентов оценить по по 10-балльной шкале, насколько они готовы порекомендовать этот курс своим друзьям и знакомым. Исходя из ответов респондентов поделите на:

  • критиков, которые поставили от 0 до 6 баллов;
  • нейтралов — от 7 до 8;
  • промоутеров — от 9 до 10.

Общий показатель NPS считают по формуле: процент промоутеров минус процент критики. Если показатель выше 30% — значит, ваш курс нравится студентам!



Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована