Образование
#новости

Студенты предпочитают получать высшее образование для карьеры, а не для общего развития

Появилось ещё одно исследование из США, которое показывает, ради каких целей люди идут в вузы.

Весной 2022 года американская консалтинговая компания Arts & Science Group провела опрос среди 758 выпускников из США и выяснила, как изменилось отношение к колледжам свободных искусств и наук (Liberal Arts) за последние пять лет. В сентябре 2022-го результаты опроса стали доступны широкой публике. Заодно удалось выяснить, как (то есть ради каких целей) студенты выбирают вузы.

Кратко пересказываем, что узнали исследователи.

Что это за колледжи свободных искусств

Колледжи свободных искусств и наук (Liberal Arts colleges) — это высшие учебные заведения, программа которых сконцентрирована скорее на общем развитии, чем на подготовке к конкретному профессиональному треку. Она основана на индивидуальном учебном плане, большой свободе выбора учебных курсов, которые может изучать студент, не привязываясь к определённой специальности (именно с этим связано слово «свободный» в названии), и на позднем выборе конкретного профессионального профиля. То есть суть этой модели — в мультидисциплинарности. Фактически это многопрофильный бакалавриат. Попробовав изучать разные науки, человек понимает, какие из них его привлекают на самом деле.

Большинство таких колледжей находится в США или работает по зародившейся там модели.

Arts & Science Group выяснила, что чаще всего студенты ассоциируют с этими колледжами следующие характеристики:

  • развитие критического мышления и навыка решения проблем;
  • широту знаний и обучение сразу по нескольким направлением (мультидисциплинарность);
  • частое общение преподавателей со студентами и студенческие дискуссии;
  • учёбу на протяжении всей жизни.

Вроде бы это те самые навыки, которые сейчас считаются особенно важными и при наличии которых человек без труда освоит любые профессиональные знания. Значит, модель Liberal Arts должна быть востребованной у студентов. А как на самом деле?

Стали ли колледжи Liberal Arts популярнее у студентов

Исследователи пришли к выводу, что само направление Liberal Arts в целом стало чуть популярнее среди абитуриентов, чем было в 2017 году, когда компания проводила опрос впервые.

Например, с фразой «Свободные искусства и науки — это лучшее образование для меня» полностью согласились 16% опрошенных (на 1% больше, чем в 2017-м) и по большей части согласились 27% (прирост — 4%).

Несогласных с этим утверждением тоже стало меньше. Зато значительно выросло количество неопределившихся — если в 2017-м их было 27%, то в 2022-м стало 37%.

Что на самом деле хотят абитуриенты

Значительная доля абитуриентов всё же предпочитает учебные заведения, которые дают конкретные карьерные перспективы: 77% выбирают те вузы (или колледжи), где готовят к будущей работе. Проще говоря, они идут в вузы всё-таки за конкретной профессией, а не за общим развитием.

Ещё 76% считают, что работодатели ищут выпускников именно с профильной подготовкой. Только 32% посчитали, что выпускники колледжей Liberal Arts действительно востребованы на рынке.

Более того, 57% опрошенных уверены, что опыт, который дают эти колледжи (студенческие дискуссии, мультидисциплинарность и так далее), они могут получить и в любом другом вузе.

О чём говорят результаты исследования

Хотя отчёт посвятили конкретному направлению, его данные отражают общие тенденции — студенты всё чаще концентрируются на извлечении практической выгоды от образования и хотят, чтобы вузы эту выгоду им ясно показывали. Это, например, демонстрировал недавний отчёт Horizon Reports.

Отношение к высшему образованию лишь как к способу получить диплом и связи, необходимые для будущей карьеры, называется транзакционным. Другое исследование показало, что оно наиболее распространено среди студентов, но не является единственным — есть ещё три типа мотивации для обучения в университетах:

  • Исследовательская. Студента привлекают различные дисциплины и виды деятельности, ему интересно взаимодействие с сокурсниками и преподавателями не как средство для достижения какой-то цели, а само по себе.
  • Трансформационная. Такие студенты воспринимают обучение в колледже как возможность для самопознания. Они ждут новых открытий и вызовов, желают понять что-то важное о себе и мире.
  • Инерционная. После окончания старшей школы у выпускника нет осознанных целей и понимания, зачем ему поступать в вуз. Колледж для него — это просто следующая ступень, на которую он переходит, потому что «так положено».

Первые две мотивации как раз ближе к Liberal Arts, и они менее популярны среди студентов, да и вузы сейчас в основном ориентированы на то, чтобы дать молодым людям профессию. Однако авторы этого исследования считают, что из-за этого вузы теряют из виду истинную миссию высшего образования и что именно поэтому оно сейчас переживает кризис. Университетам нужно стремиться к созданию среды, которая поощряет в первую очередь познание, самостоятельное мышление и творчество, то есть соответствует исследовательской и трансформационной моделям.

Напомним, в России у Liberal Arts сложная судьба — у нас было всего три вуза с факультетами, устроенными по схожей модели, но не так давно они вызвали претензии у прокуратуры.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована