Структура учебного курса: какой она бывает и как выбрать правильную
Рассказываем о трёх вариантах логической структуры, с помощью которых можно организовать учебную информацию курса.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Структура учебного курса — это способ логической организации его содержания. Структура определяет, из каких модулей и разделов состоит курс, в какой последовательности они расположены и как связаны между собой.
Если речь идёт о предмете или дисциплине в школьном или высшем образовании, то для них, как правило, уже существует большой объём методических наработок и рекомендаций. Среди прочего они предписывают, как эффективнее всего организовать содержание курса, например, по литературе или математическому анализу.
А вот разработчики курсов в EdTech или корпоративном обучении могут столкнуться со сложностями. Во‑первых, иногда тема обучения очень специфическая и методическим наработкам просто неоткуда взяться — скажем, если нужно обучить сотрудников компании уникальным производственным процессам. Во‑вторых, для разных аудиторий (например, для новичков и для тех, кто уже хорошо знаком с темой) могут понадобиться курсы не только с разным содержанием, но и с разной структурой. Поэтому работа над структурой становится очень важным этапом в проектировании курса. Этим занимаются методисты.
Рассмотрим, какими способами можно структурировать учебный курс и что влияет на выбор того или иного вида структуры.
Виды структуры учебного курса
Существует несколько подходов к тому, как структурировать курс. Каждый из них помогает представить учебный материал и задания систематизированно и последовательно. Это необходимо для того, чтобы студент не получал разрозненные блоки информации, а мог сформировать цельное представление о теме обучения.
Принято выделять три вида структуры учебного курса.
1. «Целое — Часть — Часть — Целое»
Это самый простой и распространённый способ организовать содержание обучения. Как правило, он используется в курсах, призванных обучить студентов какому-либо процессу.
Программа, построенная таким образом, в начале содержит общий обзор темы. Далее располагаются модули, каждый из которых посвящён конкретному шагу или этапу изучаемого процесса. В конце курса все изученные этапы собираются вместе, и студенты проходят по процессу в целом.
Пример. На первом занятии курса на тему «Как испечь торт» можно показать студентам идеальный торт, рассказать, из чего он состоит и каков алгоритм его приготовления. Далее студентов от занятия к занятию проводят по конкретным шагам: от выбора муки и подходящей формы для бисквита до украшения торта. В завершение студентам предлагают снова пройтись по всем этапам, от начала до конца.
2. «Часть — Часть — Целое»
Этот способ построения тоже довольно простой и линейный. Однако в этом варианте курс начинается не с обзора темы обучения, а сразу с модулей, раскрывающих отдельные аспекты, и завершается объединением этих составляющих.
Пример. Курс из прошлого примера можно построить иначе, если есть задача глубже погрузиться в нюансы приготовления торта. Например, отдельные модули будут посвящены разным видам коржей и крема, разным способам декора. И уже после этого можно научить студентов сочетать эти компоненты и готовить целый торт.
3. По усложнению задач
Этот вид структуры самый сложный для проектирования, но при этом и самый интересный. Идея в том, что каждый модуль такого курса — не просто часть целого, а мини-курс сам по себе, и его прохождение учит студента решать задачу от начала до конца. При этом теоретические знания постепенно углубляются, задачи от модуля к модулю усложняются, а студенту нужно опираться на уже изученное и проявлять всё больше самостоятельности.
Пример. Вместо того чтобы разбирать каждый компонент торта отдельно или посвящать модули конкретным шагам, можно с самого начала обучить студентов собирать торт, когда коржи, крем и элементы украшения уже готовы. Затем — предложить то же задание, но декор учащиеся должны продумать и подготовить самостоятельно. В следующем модуле учащиеся сами готовят крем и украшения, а в последнем — выпекают целый торт с нуля.
От чего зависит выбор логической структуры курса
Как определить, какая структура курса подойдёт в конкретном случае? Универсального алгоритма выбора, к сожалению или к счастью, не существует. Но есть ключевой критерий, на который стоит ориентироваться при построении структуры, — это планируемый образовательный результат.
Структура учебной программы напоминает матрёшку. Внешний слой — логика построения всего курса, а внутренние слои — это структура отдельных модулей и уроков. Если это очень короткий курс с одним образовательным результатом, то его структуру не стоит усложнять. А если программа нацелена на достижение нескольких образовательных результатов, то в одном курсе может быть использовано несколько структур построения модулей.
Некоторые образовательные результаты подразумевают обучение в линейной логике и не предполагают каких-либо усложнений. Если нужно последовательно провести учащегося от простого к сложному, познакомить с каким-либо процессом или объяснить некое явление, то подойдёт структура «Целое — Часть — Часть — Целое» или «Часть — Часть — Целое».
Однако если желаемый образовательный результат связан с формированием навыка или освоением сложной компетенции, то его достижение потребует большего количества времени, повторений и практики. Например, когда перед методистом стоит задача научить студентов свободно говорить на английском языке, одной линейной логикой здесь не обойтись. Освоение языка подразумевает постоянное повторение и возвращение к пройденным темам, поэтому имеет смысл построить курс по принципу усложнения задач. При этом отдельные модули могут представлять собой более простые структуры. Например, подтему «Как составить официальное письмо на английском» можно раскрыть как пошаговый процесс написания письма.
Чтобы понять, каким путём будет проще всего добиться тех или иных образовательных результатов, полезно обратиться к эксперту в соответствующей предметной области.
Также при выборе вида логического построения важно учесть уровень целевой аудитории. У студентов, которые осваивают новую профессию или навык с нуля, нет опыта в теме обучения, им важно изучать её постепенно. Поэтому, чтобы шаг за шагом погрузить их в изучаемый предмет, стоит выбрать простую линейную структуру.
Если же целевая аудитория курса — люди с опытом, то лучше дать им возможность использовать уже имеющиеся у них знания и навыки, развивать и расширять существующие компетенции. Сделать это поможет нелинейная структура курса.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!