Образование
#статьи

Страна, где ясли дороже университета: как устроено образование в Швейцарии

Рассказываем, как швейцарские дети и их родители выбирают образовательные траектории и какие варианты у них есть.

Иллюстрация: artursafronovvvv / Freepik / Mark Slomkowski / Tetiana Bykovets / Ben White / Alexander Dummer/ Andrzej Bialy / Ronnie Schmutz / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:

  • почему посещение детского сада в Швейцарии является обязательным;
  • как устроены швейцарские начальные и средние школы и чему там учат;
  • что такое короткая и длинная гимназии;
  • как с помощью образования борются с уровнем безработицы среди молодёжи;
  • как устроено высшее образование в Швейцарии и сколько стоит учёба;
  • где учат швейцарских педагогов и сколько им платят.

Прежде чем погружаться в нюансы, стоит упомянуть о государственном устройстве страны — в нём и заключается основная особенность системы обучения. Швейцария состоит из 26 кантонов — так называются территориально-административные единицы верхнего уровня. Каждый кантон имеет собственную конституцию и законы, свои органы законодательной и исполнительной власти и самостоятельно решает все внутренние вопросы. В ведении же федеральных властей находятся такие сферы, как международная политика, бюджет и эмиссия денег. По этой причине в Швейцарии даже нет официальной, юридической столицы, зато сразу четыре государственных языка.

Поскольку Швейцария — союз 26 независимых земель, от кантона к кантону многие аспекты экономического и социального устройства могут существенно различаться, это касается и обязательного образования. Так, дошкольное, начальное и первая ступень среднего образования полностью находятся в ведении кантональных властей. Государство отвечает только за соблюдение принципов общедоступности и бесплатности обязательного образования.

Поэтому когда речь идёт об обязательном образовании в Швейцарии, это, скорее, разговор о 26 отдельных системах обучения, которые связаны друг с другом общими принципами. Ещё в начале нулевых разница между ними была столь значительной, что от кантона к кантону могли отличаться не только учебные планы, цели и язык преподавания, но даже возраст, с которого дети начинали учёбу, и общая длительность обязательного образования. Однако в последние десятилетия был принят ряд законов и договорённостей, призванных сделать систему образования более согласованной и однородной.

Так, в 2009 году в силу вступил конкордат HarmoS — Межкантональное соглашение о гармонизации обязательного школьного образования. В документе прописаны положения о приёме в школы, национальные образовательные цели и продолжительность обучения на каждом из уровней. Теперь в большинстве регионов страны обязательное среднее образование длится 11 лет, из них два года в детском саду, шесть лет в начальной школе и три года — в средней.

Швейцарский федеральный технологический институт в Цюрихе
Фото: EQRoy / Shutterstock

Однако различия в системах образования кантонов по-прежнему сохраняются. Во-первых, конкордат не предлагает единых для всей страны учебных программ. А во-вторых, его приняли не везде. Так, в отчёте за 2019 год, подготовленном Швейцарской конференцией кантональных министров образования, указано, что участниками соглашения являются только 15 кантонов из 26. Поэтому, например, в кантонах Аппенцелль-Аусерроден и Граубюнден обязательное школьное образование до сих пор составляет девять лет, а вот в Люцерне, Цуге, Швице и ещё нескольких регионах — десять лет.

Хотя детали могут отличаться, общий принцип устройства ступеней образования для страны всё же единый.

Главная особенность образовательной системы Швейцарии — в гибкости и большом количестве вариантов, как, где и чему учиться после начальной школы. Существуют разные пути и уровни обучения, а также возможности перехода с одной траектории на другую на каждом этапе, просто это потребует некоторых дополнительных шагов.

Дошкольное образование

В Швейцарии нет обязательного дошкольного образования, а воспитание и развитие ребёнка до достижения им школьного возраста (а это 4–5 лет) считается личным делом семьи. Подавляющее большинство учреждений по уходу за дошколятами являются частными и стоят довольно дорого: например, в таких городах, как Берн и Цюрих, стоимость одного полного дня в яслях может составлять от 60 до 150 швейцарских франков. Во многом именно из-за столь высоких цен на ясли 60% работающих швейцарских женщин в возрасте от 25 до 54 лет заняты неполную рабочую неделю.

Кроме яслей, дети могут посещать игровые группы (от двух до четырёх часов в день один-три раза в неделю): как ясно из названия, это место, куда детей приводят для общения и игр с другими детьми под присмотром опытного педагога. Ещё одна альтернатива — услуга «мама на день» (Tagesmutter или Maman du jour), то есть няня, принимающая детей у себя дома.

Школьное образование

Детский сад

Не ходить в детский сад в Швейцарии ребёнок не может: в большинстве регионов он считается первой ступенью обязательного начального образования.

Посещать сад дети начинают с четырёх лет, но здесь есть одна особенность: то, когда именно ребёнок начнёт ходить в садик, зависит от дня его рождения. Если он родился до 31 июля (дата, закреплённая в большей части кантонов), то для него учебная жизнь начнётся в конце лета того же года, когда ему исполнилось четыре. Если же день рождения у ребёнка позже, то в детсад он пойдёт только через год.

Пойти в сад раньше, чем прописано в правилах, нельзя. Единственное исключение — италоязычный кантон Тичино, расположенный на юге страны: там родители могут отдать ребёнка в сад с трёх лет. При этом обязательным Scuola dell’infanzia (так называется сад в регионе) становится только с четырёх.

Дети посещают детский сад два года, а потом переходят в начальную школу. В большинстве кантонов (например, в Цюрихе, Берне и Женеве) оба учебных года являются обязательными для посещения. Но есть регионы, где первый год детского сада — добровольнымй, а обязательный — только второй (это, в частности, кантоны Люцерн, Ури и Швиц).

Фото: Michael Derrer Fuchs / Shutterstock

Несмотря на то, что детский сад относится к начальному образованию, никаких уроков у детей нет, всё происходит в игровой форме. А главные задачи — социализация, развитие самостоятельности и подготовка к начальной школе. Занятия начинаются утром и длятся всего три с половиной часа.

По закону в Швейцарии нельзя оставлять ребёнка одного дома до 13 лет включительно. Поэтому после окончания занятий в саду (или в начальной школе) родители должны либо быть дома, либо искать другие варианты присмотра за ребёнком. Школы предлагают различные варианты продлёнки, в том числе до начала занятий и в обеденное время. Но все они платные (стоимость устанавливается муниципалитетом, к которому относится школа).

Хотя детям нельзя оставаться одним дома до 13 лет, уже с первого года детского сада они считаются достаточно взрослыми, чтобы самостоятельно ходить в сад и домой. Им раздают специальные светоотражающие накидки, а в начале каждого учебного года классы посещает инспектор по дорожной безопасности и напоминает малышам правила поведения на улице.

Поскольку детский сад входит в систему обязательного образования и относится к школе, у него есть фиксированное начало и конец учебного года, а также каникулы (по датам и продолжительности они совпадают со школьными). Например, за год детсадовцы и школьники из Цюриха уходят на каникулы пять раз: летние каникулы длятся пять недель, все остальные — в среднем по две недели.

Начальная школа

После обязательного года или двух в детском саду, то есть в возрасте 6–7 лет, швейцарские дети переходят в первый класс. Как правило, это происходит по умолчанию — никаких тестов или экзаменов ребёнку сдавать не нужно. В школу, как и в детский сад, ребята распределяются по месту жительства.

К начальной школе относятся классы с первого по шестой. Среди предметов, которые изучают дети: национальный язык кантона, чтение и письмо, математика, этика, дизайн и природоведение. Также в расписании есть музыка и физкультура, которая включает обязательные уроки плавания. Кроме того — иностранные языки: например, в Цюрихе начиная с третьего класса в учебном расписании появляется английский, а с пятого — французский.

В основном в школах действует блочное расписание: начало занятий с утра (с 08:00 до 12:00), и потом после обеда ещё два-три урока.

Класс начальной школы, Женева, Швейцария, 2013 г.
Фото: Wirestock Creators / Shutterstock

Обычно в первом классе, как и в детском саду, не ставят никаких оценок. Во втором-третьем классах появляются отметки по языку и математике и лишь с четвёртого класса — по всем остальным предметам. В Швейцарии действует шестибалльная система.

Средняя школа

После шестого класса, в возрасте 12–13 лет, среднестатистический швейцарский ребёнок оканчивает начальную школу и переходит в среднюю, также по месту жительства.

В зависимости от кантона и коммуны средняя школа обычно имеет два или три учебных отделения, они отличаются друг от друга сложностью учебных программ и уровнем требований к ученикам.

Решение о том, в какое отделение попадёт ребёнок, принимается совместно его учителями и родителями. А основанием служат его успеваемость, социальные навыки и личные качества: например, то, насколько он усидчив и внимателен на уроках, интересно ли ему учиться. В любом случае «приговор» не окончательный: если ребёнок отставал в началке, а потом стал учиться усерднее, то его могут перевести на более углублённое обучение. Если недавний отличник потеряет интерес к учёбе, ему предложат перейти на базовый вариант.

Обычно в средней школе учатся три года, хотя есть и исключения: например, в Тичино это срок составляет четыре года, а в Аппенцелль-Аусерроден всего два. Большинству швейцарских школьников после завершения обязательного среднего образования не нужно сдавать экзаменов, да и аттестат им не дают.

Потом есть два основных пути для продолжения обучения:

  • Сдать экзамены в общеобразовательную школу. Называются такие учебные заведения по-разному: например, Gymnasium (гимназия) в немецкоязычных регионах и Collège (колледж) во франкоязычной части страны. После такой школы можно поступить в университет. Наряду с общеобразовательными существуют также и специализированные средние школы.
  • Получить профессиональное среднее (базовое) специальное образование (то есть одновременно и среднее образование, и профессию).

Гимназия — прямая, но непростая дорога в университет

Швейцарские гимназии и колледжи (ещё их именуют кантональными школами и гимназиями) дают широкое общее академическое образование и готовят к учёбе в университете. После сдачи экзамена на получение аттестата зрелости (Matura) выпускники имеют право без вступительных испытаний стать студентом практически любого швейцарского вуза, за исключением медицинских факультетов (туда идут после среднего специального образования или специализированных школ).

Обучение в гимназиях длится от трёх до пяти лет, в зависимости от кантона, то есть заканчивают его в 18–20 лет.

В некоторых регионах — например, в немецкоязычных кантонах Цюрих, Цуг, Гларус и Нидвальден — в гимназию можно поступить сразу после завершения начальной школы, то есть после шестого класса. Для этого нужны высокие средние баллы и сдача вступительных экзаменов по немецкому языку и математике. Такой путь именуют Langgymnasium — «длинная гимназия» — поскольку обучение в ней суммарно длится шесть лет.

После двух лет в «длинной гимназии» или после первого года в «короткой» гимназии подростки выбирают профиль (основное направление) дальнейшего обучения. Он определяет приоритетные предметы в учебной программе и влияет на факультативы.

Вот, например, какие профили предлагают ученикам гимназии в кантоне Цюрих:

  • научно-математический;
  • экономико-правовой;
  • музыкальный (акцент на музыке и других направлениях искусства);
  • древние языки (с углублённым изучением латыни и/или древнегреческого);
  • новые языки (среди основных предметов — лингвистика и иностранные языки).
Городская гимназия Лозанны, Швейцария, 2016 г.
Фото: Gzzz / Wikimedia Commons

Гимназический путь выбирает лишь треть учащихся. Дело в том, что учиться в гимназии непросто. Во-первых, туда ещё нужно попасть, а во-вторых — пройти испытательный период в первые полгода обучения.

За это время ученики должны показать, что готовы к повышенным учебным нагрузкам и соответствуют предъявляемым требованиям: например, оценки за семестр по всем предметам должны быть не ниже четырёх баллов. Около 20% гимназистов ежегодно не проходят испытательный срок. В таком случае они либо возвращаются в обычную среднюю школу, либо идут получать профессию.

Предметы здесь преподаются углублённо, требования к студентам довольно высокие. А в программе не только стандартные в нашем понимании школьные дисциплины, но и информационные технологии, экономика и право, а в некоторых кантонах — философия и религиоведение.

В конце обучения нужно сдать экзамены на аттестат зрелости (Matura). Поскольку гимназии находятся в ведении кантональных властей, требования к получению аттестата могут различаться в разных кантонах. При этом сам документ признаётся на федеральном уровне, вне зависимости от того, где он был выдан.

На национальном уровне единого стандартизированного теста (аналога нашего ЕГЭ) для получения Matura на сегодняшний день не существует, как нет и единого для всей страны дня для выпускных испытаний. Как правило, экзамены проводятся учителями гимназистов совместно с приглашёнными независимыми экспертами из кантональных комиссий.

В основном для получения аттестата гимназисты должны:

  • получать высокие отметки;
  • сдать экзамены по пяти или шести дисциплинам: язык кантона, второй государственный язык, математика, основной профильный предмет, дополнительные предметы по выбору. Экзамены включают в себя устную и письменную части;
  • написать и защитить дипломную работу.

Поэтому, хотя выданный по итогам окончания гимназии аттестат и позволяет поступить в вуз без вступительных испытаний и конкурса, получить этот аттестат удаётся далеко не всем. Для этого нужно действительно иметь способности к учёбе.

Среднее профессиональное образование: учёба плюс работа

Примерно две трети швейцарских подростков после окончания трёх обязательных классов средней школы предпочитают получать полное среднее профессиональное образование. Его длительность варьируется от двух до четырёх лет, а главная особенность в том, что оно даёт одновременно и теоретические, и практические знания.

Часть времени ученики проводят непосредственно в профессионально-техническом училище, где им преподают теорию по специальности и общеобразовательные предметы. Три или четыре дня в неделю они учатся в фирме или компании, которая сотрудничает со школой, и таким образом приобретают практические навыки по своей специальности. Со студентами заключают трудовой ученический договор, где подробно прописывают условия их стажировки. На протяжении всего периода обучения студенты получают зарплату от предприятия.

Вступительных экзаменов в такие училища, как правило, нет: учащиеся просто выбирают понравившиеся варианты из широкого списка доступных стажировок и подают заявки. Если кандидат соответствует требованиям, которые выдвигает компания — партнёр училища (кто-то смотрит на итоговые школьные оценки, кто-то — на характеристику из школы и так далее), то его приглашают на учёбу.

Фото: Uwe Aranas / Shutterstock

Однако в некоторых кантонах, например, в Цюрихе, выделяются так называемые коммерческие школы (с упором на экономику и языки) и школы информатики (они готовят специалистов в IT-сфере). Для поступления туда всё-таки приходится сдавать экзамены.

Эта система — одновременное обучение на предприятии и в профессиональном училище — называется дуальной. По мнению экспертов, она даёт выпускникам не только качественное прикладное образование, но и прямой доступ к рынку труда, что в результате помогает снизить безработицу среди молодых швейцарцев.

Всего в профучилищах можно освоить около 230 различных специальностей. По окончании обучения выпускники сдают экзамен и получают сертификат федерального образца о профессиональной пригодности.

После училища можно сразу идти работать по специальности или продолжить обучение на специализированных курсах, чтобы получить так называемый «аттестат профессиональной зрелости» (Berufsmaturität/Maturité professionelle). Это признанная на федеральном уровне дополнительная квалификация, которая даёт право поступить без экзаменов в высшие школы прикладных наук на направление, связанное с уже полученной профессией.

Специализированные средние школы

Ещё один доступный для подростков путь — Fachmittelschule или Écoles de culture générale (на русский язык их обычно переводят как специализированные средние школы). Они дают более углублённое общее образование, чем в профучилищах, хотя тоже ориентированы на конкретные профессиональные области и готовят выпускников к дальнейшему высшему образованию по этим направлениям.

Этот тип учебных заведений появился в Швейцарии относительно недавно — в 2004 году, — как альтернатива гимназиям и профессиональному среднему образованию. Специализированные средние школы выбирают те, кто не готов сразу после девятого класса получать специальность и идти работать, но и в гимназию не собирается. При этом поступить в такую школу можно только после сдачи экзаменов.

В учебных программах спецшкол много общих дисциплин, таких как национальный язык кантона и иностранные языки, математика, информатика, а также естественные, гуманитарные и социальные науки. От гимназий эти школы отличаются занятиями, связанными с конкретными профессиями, и стажировками для учеников.

Сейчас специализированные средние школы готовят студентов по шести направлениям: здравоохранение, педагогика, социальная работа, информация и коммуникации, дизайн и искусство, музыка и/или театр.

Обучение длится три года, по окончании выпускники получают признанный на федеральном уровне аттестат о среднем профессиональном образовании. Этот документ даёт им право получить высшее профессиональное образование по выбранной специальности в высших технических колледжах (о них мы расскажем дальше). Если же студент проучится ещё год по дополнительной программе, то может получить аттестат профессиональной зрелости и продолжать образование в университете прикладных наук.

Высшее образование в Швейцарии: три варианта

Здесь есть классические университеты и высшие профессиональные школы (также их называют высшими школами или университетами прикладных наук, сюда же можно отнести и педагогические вузы).

Как правило, в университеты идут после гимназии, а в высшие профессиональные школы — после получения среднего профессионального образования. Наоборот тоже можно, просто это потребует дополнительной подготовки и сдачи необходимых экзаменов. Никакого единого списка здесь нет, каждый университет сам решает, какие требования или документы нужны для поступления.

Кампус Женевского университета (UNIGE) в Женеве, Швейцария, 2019 г.
Фото: EQRoy / Shutterstock

Выбор типа учебного заведения зависит в том числе от желаемой профобласти. Так, например, программы по немецкому языку и литературе преподаются только в университетах, а ландшафтная архитектура и автомобилестроение — только в высших школах прикладных наук.

Обучение во всех высших учебных заведениях Швейцарии строится по Болонской двухступенчатой системе: три года нужно проучиться для получения степени бакалавра, ещё полтора-два года — в магистратуре. После магистратуры в университетах студенты могут поступить в докторантуру, на которую обычно уходит три-четыре года. В основном обучение ведётся на национальных языках, но некоторые курсы, особенно на уровне магистратуры, читают и на английском.

Университеты

На сегодняшний день в стране существует десять кантональных университетов и две Высшие политехнические школы (одна находится в Цюрихе, вторая — в Лозанне) со статусом университета. Все они признаны и финансируются государством. Обучение для всех студентов — как швейцарского, так и иностранного происхождения — платное.

Если финансовое положение не позволяет родителям оплачивать учёбу, то студенты могут получить стипендии или гранты как от кантональных властей, так и от различных фондов, поддерживающих науку и образование. Некоторые учебные заведения также предоставляют стипендии студентам с выдающимися успехами. При этом размер финансовой помощи и правила её распределения в каждом кантоне и каждом университете — свои.

Стоит учёба в швейцарском вузе относительно недорого.

Например, семестр в одном из ведущих технических университетов не только страны, но и мира — Высшей политехнической школе Цюриха (ETH Zurich) — обойдётся студенту в 730 швейцарских франков. Для сравнения: ясли стоят дороже. В том же Цюрихе за них придётся заплатить от 2500 до 3000 франков в месяц, если водить туда ребёнка пять полных дней в неделю. О том, могут ли это себе позволить рядовые швейцарцы, говорят данные Федерального управления статистики: медианная зарплата по стране в 2018 году составляла 6538 франков в месяц до вычета налогов, непосредственно в Цюрихе на 20% выше — 7832 франка до вычета налогов.

Правда, разговоры о доступности швейцарского высшего образования справедливы только отчасти. Непосредственно обучение, по меркам стоимости товаров и услуг в стране, действительно стоит не слишком дорого. Но к этому нужно прибавить расходы на проживание, транспорт, обязательную медицинскую страховку. Считается, что среднестатистический студент, живущий отдельно от родителей, тратит от 20 до 30 тысяч франков в год (то есть около полутора-двух тысяч в месяц) на учёбу и бытовые нужды. На практике, в зависимости от индивидуальных запросов, эта цифра может быть значительно выше.

Высшая политехническая школа (ETH Zurich) в Цюрихе, Швейцария, 2019 г.
Фото: EQRoy / Shutterstock

Обучение в университетах преимущественно очное. Так, уже упомянутая Высшая политехническая школа разрешает учиться заочно или по индивидуальному расписанию только в трёх случаях: если студент профессиональный спортсмен, у него есть ребёнок или у него инвалидность. Для всех остальных исключений не предусмотрено, а общая нагрузка составляет около 50 учебных часов в неделю.

Швейцарские университеты дают фундаментальное академическое образование и уделяют большое внимание исследовательской деятельности, студенты, как и преподаватели, принимают в ней активное участие. Часто в университеты идут те, кто хочет связать свою жизнь с наукой. В большинстве университетов есть факультеты права и экономики, математики, естественных наук, гуманитарных и социальных наук.

Высшие политехнические школы (ETHZ и EPFL) специализируются на инженерии, математике и естественных науках.

Высшие школы прикладных наук

В Швейцарии восемь государственных высших школ и одна частная. Они больше ориентированы на прикладное обучение — на знания и навыки, которые будут применять непосредственно в работе.

Это вузы широкого профиля с пятью-десятью отделениями, и учиться в них можно по множеству различных направлений. Например, в Бернском университете прикладных наук — восемь факультетов:

  • школа архитектуры, деревообработки и гражданского строительства;
  • факультет инженерии и информатики;
  • медицинский факультет;
  • школа бизнеса;
  • академия искусств;
  • отделение социальной работы;
  • Институт спорта;
  • отделение сельского и лесного хозяйства и питания.

В Люцернском университете прикладных наук и искусства образование можно получить на факультетах бизнеса, инженерии и архитектуры, компьютерных наук, социальной работы, дизайна и искусств, музыки.

В высших школах можно изучать также, например, экономику, политологию, криминологию, прикладную психологию, менеджмент и маркетинг. Часть направлений в таких вузах пересекается с университетскими, а разница состоит в подходе к обучению: университеты дают более фундаментальные теоретические знания, а высшие школы прикладных наук больше ориентированы на практику. Поэтому они активно сотрудничают с бизнесом и госкомпаниями, привлекают к преподаванию экспертов-практиков из соответствующей профилю обучения области. Это позволяет поддерживать высокую актуальность программ. Стажировки и практики на предприятиях и в компаниях — обычно обязательная часть учебного процесса.

Здание высшей педагогической школы в Люцерне, Швейцария, 2019 г.
Фото: KlavdiyaV / Shutterstock

К университетам прикладных наук можно отнести и высшие педагогические школы, в которых готовят воспитателей детских садов, учителей и преподавателей дополнительного образования. Обычно такие школы выделяют в отдельный тип учебных заведений в системе швейцарского высшего образования, но связано это только с отдельной специализацией и разницей в управлении.

Высшие технические колледжи

К высшему профессиональному образованию относится и обучение в высших технических колледжах. Они позволяют специалистам с завершённым базовым профессиональным образованием и стажем работы в несколько лет приобретать специализированные углублённые, в том числе управленческие, навыки по профессии.

В зависимости от направления обучение длится два или три года, оно может быть как очным, так и заочным. Получить такое образование в Швейцарии можно по восьми направлениям: технологии, туризм, транспорт, бизнес, сельское и лесное хозяйство, здравоохранение, социальное образование и обучение взрослых, искусство и дизайн.

По данным, опубликованным недавно Федеральным бюро статистики Швейцарии, 93% выпускников высших учебных заведений в стране — как университетов и высших школ прикладных наук, так и высших технических колледжей — в течение года находят работу по специальности, которая соответствует их уровню образования или профессиональной квалификации. В зависимости от типа высшего образования и региона цифры могут варьироваться, но всё равно остаются очень высокими: так, для специалистов, окончивших высшие технические колледжи, шанс не найти работу, соответствующую их знаниям и навыкам, составляет 10%, для выпускников университетов — 7%, а для тех, кто получил квалификацию педагога, — всего 1%.

Кстати, общее правило (что после гимназий идут в университеты, а после колледжей и специализированных средних школ — в высшие профессиональные школы с возможностью поменять эту траекторию) отчасти напоминает устройство образования в Российской империи до революции. Тогда у нас тоже в университеты шли в основном выпускники классических гимназий (и тоже — без дополнительных экзаменов), а вот в технические институты поступали по большей части выпускники реальных училищ.

Для взрослых специалистов, желающих сменить направление карьеры, в некоторых регионах существуют специальные кантональные школы (гимназии), в которых можно учиться как очно, так и заочно, а по окончании получить аттестат зрелости Matura и пойти в университет.

Как в Швейцарии учат на педагогов

Поскольку система обязательного образования варьируется от региона к региону, высшие педагогические школы, в которых и готовят педагогов, находятся полностью в ведении кантональных властей.

Обучение устроено по Болонской системе, то есть предлагают бакалавриат и магистратуру. Квалификацию студенты получают с привязкой не к конкретной дисциплине, а к ступени:

  • педагог дошкольного образования (воспитатель детского сада),
  • учитель начальной школы,
  • педагог первой (обязательной) ступени среднего образования,
  • педагог второй ступени среднего образования (гимназии и профучилища).

Педагогические школы предлагают образовательные программы по таким направлениям, как логопедия, специальное (коррекционное или лечебное) образование, а также курсы повышения квалификации для учителей и руководителей школ. Большая роль в обучении отводится обязательной практике и стажировкам, в среднем они занимают не менее 20% всего учебного времени.

Кстати, профессия учителя довольно популярна среди швейцарской молодёжи. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), 6% опрошенных швейцарцев в возрасте 14–15 лет на вопрос «Кем вы видите себя в возрасте тридцати лет?» отвечают, что хотели бы быть учителем. Средний показатель по странам, входящим в ОЭСР, составляет только 4,2%. То есть швейцарские школьники хотят становиться учителями чаще, чем их сверстники из других государств.

В среднем нагрузка швейцарского педагога в государственной школе составляет 30–35 учительских (и 40–42 рабочих) часов в неделю.

Средняя зарплата учителя — 86 тысяч швейцарских франков в год до вычета налогов (7167 франков в месяц). Это несколько выше, чем средняя ежемесячная зарплата по стране (примерно 6500 франков). При этом на практике заработок зависит от стажа, уровня квалификации и уровня обучения (детский сад, младшие классы, средняя школа и так далее), а ещё варьируется от кантона к кантону.

Учитель и ученики, Цюрих, Швейцария, 2021 г.
Фото: Michael Derrer Fuchs / Shutterstock

Например, в кантоне Тургау учителя получают больше, чем их коллеги, —100 385 франков в год, а вот в Берне зарплата самая низкая: 69 923 франка в год. Воспитатель детского сада в Цюрихе в среднем зарабатывает на пять тысяч франков в год больше, чем его коллеги в других кантонах. А в Женеве самые большие медианные зарплаты среди учителей начальных классов: 97 тысяч франков в год против 77,8 тысячи в среднем по стране.

Для сравнения: средняя годовая зарплата врача в Швейцарии составляет 121 861 франк, банковского служащего — 76 642 франка, полицейского — 81 114 франков, юриста — 97 475 франков, бухгалтера — 79 455 франков.

По статистике только 6% учителей в стране — иностранцы (то есть родились, выросли и получили образование за пределами Швейцарии), причём половина из них немцы. Связано это с высокими требованиями, предъявляемыми к языку преподавания, а также с необходимостью подтверждения и признания диплома.

На уровне обязательного образования «учитель», как и у нас, — преимущественно женская профессия. По данным статистического бюро Швейцарии, 76% педагогов в начальных и средних классах базового образования женщины. А в детском саду воспитателей-мужчин вообще 5%. Зато на уровне гимназий и профучилищ учителей‑мужчин уже больше половины — 56%.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована