Образование
#истории

«Я чувствовала, что не до конца понимаю, что происходит в современном онлайн-образовании»

Благодаря учёбе в магистратуре Любовь пересмотрела свой подход к проектированию образовательного опыта.

Фото: личный архив Любови Горяевой

Любовь Горяева

Россия, Санкт-Петербург


Пройденные курсы


Достижения

Преобразила (визуально и содержательно) свой курс по авторской методике обучения французскому.



Любовь рассказала:

  • как она разработала свою методику обучения французскому языку и на её основе создала курс;
  • какие инсайты, полученные в магистратуре, помогли ей улучшить собственный курс;
  • как получилось совмещать учёбу с работой, частыми путешествиями и родительством;
  • почему, по её мнению, не надо стесняться списывать домашние задания;
  • что конкретно она изменила в своём курсе благодаря магистратуре.

«Не хочу „выезжать“ лишь на накопленных знаниях»: зачем опытному педагогу учёба в магистратуре

— Ты уже состоявшийся педагог: за плечами — педвуз и свой языковой проект. Что тебя привело в онлайн-магистратуру по проектированию образовательного опыта?

— Я окончила педагогический в 2003 году как учитель французского языка для средней школы. Конечно, учиться продолжала и после выпуска: ходила на семинары для повышения квалификации, читала материалы в свободном доступе. Но всё равно чувствовала, что не до конца понимаю, что происходит в современном образовании.

Если во время «живых» уроков ощущала себя свободно (могла ситуативно использовать или не использовать танцы, песни, наглядные материалы), то, перейдя в онлайн, столкнулась с совершенно новой формой преподнесения информации. К тому же поняла, что не знаю, как работать с картинкой: в первых вебинарах, которые я проводила в своём языковом проекте, не было ни поставленного света, ни монтажа.

Помню, ученики делали мне комплименты как преподавателю, но жаловались на качество видео и затянутость лекций.

Более того: ко мне несколько раз обращались продюсеры с предложением продвинуть мой продукт, но серьёзного разговора не складывалось. Ведь у меня даже не было нормально оформленного сайта или готового анализа целевой аудитории! В один момент я осознала: дальше так продолжаться не может. Если хочу масштабироваться — надо что-то менять.

Однажды случайно наткнулась на контекстную рекламу онлайн-магистратуры МПГУ и Skillbox и подумала: «Возможно, это как раз то, что поможет мне качественно структурировать накопленный педагогический опыт и развить свой проект».

— Расскажи, пожалуйста, немного о своём проекте — школе французского языка. Как давно ты им занимаешься?

— Всё началось больше 16 лет назад. Тогда моему старшему сыну исполнилось полтора года, и я решила, что хочу передать ему язык, который сама хорошо знаю. Так совпало, что одновременно с этим меня также пригласили преподавать французский в развивающий центр для малышей. Совмещая эти два занятия, я много училась: читала про раннее развитие, про техники работы с детьми, даже прошла обучение системе Монтессори. И так, постепенно, разработала свою авторскую методику для изучения иностранного языка — я назвала её «Аншанте».

На практике я убедилась, что раннее обучение детей иностранному языку действительно работает.

Любовь с младшим сыном
Фото: личный архив Любови Горяевой

— На что опирается твоя методика «Аншанте»?

— Это музыкальная методика. Её ядро — песенки и потешки на французском языке. Однажды брат привёз мне из Парижа диск с простыми произведениями для детей, и я поняла: вот оно. Также мы используем в своей работе визуальные пособия, стишки, считалки и игры.

Кроме того, во многом «Аншанте» опирается на методику раннего развития Марии Монтессори, Вальдорфскую педагогику, некоторые идеи Глена Домана, Масару Ибуки, Макото Шичида, опыт семей с билингвальными детьми, а также наработки франкоязычных учебных пособий. Всё это я учитывала при формировании своего подхода к преподаванию.

Немного о методике Любови «Аншанте»
Скриншот: Enchante Club / Skillbox Media

Около пяти лет назад, окончательно удостоверившись в эффективности своей методики, я решила передать её другим преподавателям. Мы с моей франкоязычной коллегой Жюли договорились записать качественную и подробную программу. Работали над ней два года.

Сегодня уже двадцать моих учеников-педагогов успешно практикуют методику «Аншанте», это сильно меня мотивирует.

— Если ты даже собственную методику разработала и обучаешь ей педагогов, то разве тебя можно научить чему-то новому в педагогике?

— Всегда есть куда расти. Я не из тех людей, кто «выезжает» на накопленных знаниях, поэтому и пришла в онлайн-магистратуру — совершенствовать материал и работать над его грамотным оформлением.

Кстати, почти сразу, как пошла учиться, я стала внедрять новую информацию в свой курс — например, очень скоро полностью преобразила первый модуль. Мои давние ученики, когда увидели уже знакомый им продукт, но в новом оформлении и с другой подачей, написали мне множество восторженных отзывов: «Люба, вот теперь это здорово! Теперь материал действительно „заходит“!»

Вообще, старт обучения в магистратуре невероятно вдохновил меня. Я поняла: можно сколько угодно размышлять о том, как же усовершенствовать свой курс, но только конкретные дедлайны и домашние задания по-настоящему мотивируют тебя к действию.

— Можешь поделиться конкретными примерами неожиданных инсайтов, которые у тебя случились во время обучения и оказались полезными для твоего проекта?

— В конце первого курса нам задали записать двадцатиминутный урок. «Пф, легко! Я же делала это вживую тысячу раз», — подумала я. И ошиблась! Дело в том, что при записи нужно было следовать конкретной инструкции: не отходить от плана, избегать слов-паразитов, так ещё и укладываться в точный тайминг. Всё это оказалось куда сложнее, чем я предполагала. Зато в итоге я получила полезное и при этом ёмкое видео.

И таких маленьких открытий, которые впоследствии стали важным и крепким фундаментом для моего проекта, было много. Например, раньше я не умела подбирать качественные иллюстрации и инфографику к своим вебинарам, но после тематических уроков и домашек разобралась. Ещё научилась грамотно составлять анкеты и наконец получать от студентов не эмоциональное «хорошо» или «плохо», а по-настоящему конструктивную обратную связь.

— Было в обучении что-то, что давалось тебе с трудом?

— Трудности пришли откуда не ждали: в письменных работах в магистратуре нужно использовать научный язык, а он мне не поддавался. Но мне повезло: меня выручил однокурсник. Услышав о моей проблеме, он взял надо мной шефство: подробно объяснил, как правильно писать научным языком, периодически смотрел мой текст и корректировал.

Учёба для меня — не только про знания, но и про живое общение и полезные контакты. Магистратура свела меня с классными людьми, с которыми мы точно ещё не раз повзаимодействуем в будущем.

Ах да, и ещё мне сложно дался блок по юнит-экономике. Его я оставила напоследок, так как у меня плохо с цифрами и подсчётами.

В рамках учёбы, конечно, разберусь с темой сама, но в дальнейшем буду просто делегировать эту работу. На мой взгляд, автору необязательно делать всё в проекте самостоятельно.

«Где мы с семьёй только не были, пока я проходила магистратуру»: о плюсах онлайн-формата

— Ты развиваешь свой проект, учишься в магистратуре, а ещё воспитываешь двоих детей. Как удаётся всё совмещать?

— Первое и самое простое — я люблю учиться. Любопытство и искренний интерес помогают не забрасывать обучение даже в путешествиях. Где мы с семьёй только не были, пока я проходила магистратуру, — например, месяц разъезжали по Мексике, где разница с Москвой — восемь часов.

Фото: личный архив Любови Горяевой

И всё равно я находила Wi-Fi, скачивала лекции, а потом смотрела их по дороге из одного города в другой.

Помню, именно тогда я по достоинству оценила всю прелесть онлайн-формата: очень удобно, что ты в любой момент и с любого устройства можешь открыть урок и прослушать его.

Кстати, ещё один лайфхак от меня: можно учиться в транспорте. Мы с семьёй живём в загородном доме, и поэтому я много времени провожу за рулём. Время в пути всегда провожу с пользой — за прослушиванием лекций. А вот презентации уже смотрю дома, попутно конспектируя от руки. Возможно, я «динозавр», но я и правда гораздо лучше запоминаю информацию, если дублирую её на бумаге. Да и потом эти записи сильно выручают при выполнении домашних заданий.

«Самое важное — не бояться задавать вопросы и не стесняться своего непонимания»

— Как считаешь, учиться на такой программе проще, если уже есть бэкграунд в образовании, как у тебя?

— Скорее да. В первый год непедагогам было очень трудно: одна часть вообще отчислилась, а другая — задавала в чате вопросы, ответы на которые я, как педагог, уже знала. Но я старалась помочь всем кому могла: отвечала, поясняла.

Люди приходили учиться проектированию образовательного опыта из самых разных сфер: экономики, бухгалтерии, права. И стоит сказать, те, кто не сдался в самом начале, успешно дошли до конца. Многие даже запустили свои курсы.

— Дашь пару советов непедагогам, которые хотят пойти на эту программу: к чему готовиться, на что обратить особое внимание?

— Самое важное — не бояться задавать вопросы и не стесняться своего непонимания. Спрашивайте у преподавателей, однокурсников или самостоятельно ищите ответы в интернете (только при этом тщательно проверяйте источники!).

А ещё открою один маленький секрет: можно учиться на чужих примерах. Просто попросите у коллеги его домашнюю работу, просмотрите её, но не списывайте, как в средней школе. Вместо этого изучите подход, методы, почерпните всё самое лучшее.

Важно понимать, что преподавание — это не только про педагогику и методологию. Преподавание во многом держится на личности учителя. Если вы бухгалтер или экономист, сделайте свои сильные стороны своим преимуществом в новой профессии. Например, вы уже лучше, чем другие, умеете структурировать информацию и рассчитывать бюджеты.

«Горжусь тем, что спустя 20 лет после выпуска не побоялась снова пойти учиться»

— Если сравнивать твой проект до магистратуры и после того, как ты пошла учиться, что в нём изменилось?

— Раньше мой проект был тяжеловесной программой с несовременными вебинарами, теперь же это хорошо структурированный материал с качественной инфографикой и геймификацией. Курс загружен на специальную платформу, а контент представлен в разных видах: видео, аудио, текст.

Ещё я модифицировала домашние задания. Раньше они были факультативными и однообразными. А теперь они в курсе обязательные и предполагают возможность выбора: можно записать аудио, прислать видео или ответить текстом. Помимо заданий, я даю игры на закрепление материала или придумываю необычные домашки. Например, в одной из таких нужно было поучаствовать в судьбе девочки Маши, для которой родители подбирали подходящую методику обучения.

Многие из этих изменений стали возможны благодаря тщательному опросу аудитории — проводить его я тоже обучилась в магистратуре.

— Да, похоже, прогресс у проекта заметный. Гордишься собой?

— Я горжусь тем, что спустя 20 лет после выпуска из вуза не побоялась снова пойти учиться. Причём не просто записалась на разовый семинар, а поступила в полноценную магистратуру.

Думаю, буду гордиться собой ещё больше, когда допишу выпускную работу. В ней я не только анализирую свой курс, но и обосновываю важность раннего обучения языкам и показываю возможную роль родителя в этом процессе. В будущем хочу прийти со своей работой в университеты и обратить внимание на отсутствие учебных программ для дошкольного преподавания французского. Большинство вузов выпускает только педагогов английского по этому направлению. Было бы здорово восполнить этот пробел.

Любовь на «НеЗащите», публичной презентации проектов магистратуры «Проектирование образовательного опыта»
Фото: личный архив Любови Горяевой

— А дальше? Какие ещё профессиональные идеи планируешь реализовать?

— Однозначно планирую доделать сайт и дооформить весь курс по образцу первого модуля, переделанного во время обучения в магистратуре. А ещё я всегда мечтала выйти на получение пассивного дохода от школы и наконец близка к этому как никогда! Если раньше тратила на вебинары по несколько дней, то теперь — имею на руках практически готовый продукт, который не потеряет своей актуальности ещё лет пять-семь.

Освободившееся время хочу посвятить новым проектам. Из ближайших планов — создать курс по правильному составлению родословной. Эта тема меня очень заряжает. Если в Индии, где я сейчас нахожусь, люди чтят предков и знают их имена до пятого колена, то в России семейные истории нередко забываются. А ведь в них можно найти огромное вдохновение!

Например, в моей семье никогда не было педагогов. Что там — до моего папы вообще никто не получал высшего образования, все были крестьянами. Зная это, я понимаю, что мой путь — уникальный для рода. Возможность стать гордостью своей семьи сильно мотивирует.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована