Образование
#истории

«Методист — человек, который „распаковывает“ эксперта»: история Александры Марченко

Александра работала преподавателем, когда ей предложили стать методистом. После обучения она уверенно чувствует себя в новой роли и готовит свой курс.

Фото: личный архива Александры Марченко

Александра Марченко

Россия, Усть-Каменогорск



Достижения

В декрете освоила новую профессию, развила соцсети и готовит к запуску собственный курс.


ссылки


Александра рассказала:

  • зачем, будучи опытным преподавателем английского, решила освоить профессию методиста;
  • как совмещала обучение с декретом;
  • почему юмор играет важную роль в образовательных программах;
  • какие аспекты учитывала при разработке собственного курса;
  • как личное обучение научило её детально отвечать на вопросы от преподавателей.

«Хотела по-настоящему разбираться в сфере»: зачем преподавателю английского образование методиста

— Александра, сегодня ты методист образовательных программ по английскому языку. Расскажи, как ты пришла в эту сферу.

— Я всегда любила английский язык, поэтому после школы без раздумий решила поступать в лингвистический университет. Единственный нюанс был в том, что я встала перед выбором — стать переводчиком или преподавателем. Преподавание показалось ближе мне по духу и натуре, и я выбрала этот путь.

Позже, уже в университете, мне захотелось наработать практику и попробовать себя в работе с детьми — и так я устроилась в детский лагерь. Мне было важно понять, комфортно ли мне будет работать с малышами, справлюсь ли я. Всё прошло отлично, и тогда я окончательно убедилась, что выбрала верное направление и смогу реализоваться как педагог.

— Как развивалась твоя карьера дальше?

— На последнем курсе я начала заниматься репетиторством, а после выпуска год проработала в государственной школе. Затем перешла в частный лингвистический центр, где преподаю уже семь лет.

На третий год работы в центре мне предложили стать методистом — помогать новым преподавателям в составлении программ. И вот тогда я поняла, что мне не хватает нужных знаний, и задумалась об обучении.

Фото: личный архив Александры Марченко

Мне хотелось не просто быть назначенной на должность, а по-настоящему разбираться в сфере. Понимать, как всё устроено. Да, я имела обширный преподавательский опыт — кстати, продолжала преподавать, даже став методистом, — но я понимала: чтобы качественно помогать другим преподавателям, мне нужна сильная методологическая база.

«Было сложно, но я не могла сидеть без дела»: как совмещать работу, учёбу и материнство

— Получается, ты одновременно преподавала, на практике осваивала новую роль методиста и училась. Как удавалось всё совмещать?

— Скажу больше: вдобавок на тот момент я уже была беременна и готовилась к декрету! Поэтому значительно сократила свои преподавательские часы и работала всего четыре дня в неделю. Это дало немного больше свободного времени — для обучения и, например, походов к врачу.

Удобно то, что курс можно проходить в любой момент, — это сильно выручало. Если у меня внезапно отменялось занятие с учеником, я открывала платформу и успевала посмотреть лекцию или выполнить домашнее задание.

Отсутствие жёстких дедлайнов тоже облегчало процесс — учёбу всегда удавалось подстроить под своё расписание.

А вот завершала обучение для методистов я уже в декретном отпуске, когда родилась дочь. Тогда было действительно сложно — как физически, так и эмоционально, — но я продолжала учиться. Обычно смотрела уроки с телефона, пока ребёнок спал у меня на руках.

— Ого! Всё-таки беременность — большой стресс для организма. У многих в этот период снижается концентрация, появляется сильная усталость. Как тебе удавалось сохранять мотивацию?

— Дело в том, что я просто не умею сидеть без дела, — мне обязательно нужно чем-то заниматься. Обучение в декрете в этом плане стало для меня не только средством для развития, но и возможностью переключиться, отдохнуть от бытовой рутины, снять эмоциональное напряжение.

А работа вообще всегда была и остаётся для меня способом отвлечься. У меня чётко разделены границы: я оставляю эмоции дома и не переношу их в рабочую среду. Когда захожу в класс, а навстречу бегут улыбающиеся дети, все проблемы уходят на второй план.

— Предположу, что после рождения дочери тебе пришлось сделать небольшой перерыв в обучении. Не сложно было потом возвращаться?

— Да, всё так. Конечно, были моменты, когда мне казалось, что я всё забыла. Но в итоге мне стоило пересмотреть старые записи — и всё быстро вспоминалось. В этом, кстати, огромный плюс курса: благодаря тому, что доступ бессрочный, вы в любой момент можете вернуться к материалам, освежить знания и восстановить то, что забыли.

«Задачи методиста не ограничиваются только составлением планов уроков»: о новых знаниях

— А сталкивалась ли ты во время обучения со сложностями, не связанными с усталостью или нехваткой времени?

— Да, был один важный урок, который я усвоила на личном опыте. В самом начале обучения я совершила стратегическую ошибку: решила сначала изучить всю теорию — просмотреть все лекции, законспектировать каждый модуль и только потом переходить к практике.

Мне казалось, что такой системный подход поможет лучше усвоить материал. Но на деле это лишь замедлило процесс. Всё изменилось, когда я стала выполнять задания сразу же после прохождения модуля, — вот тогда материал запоминался быстрее.

— У тебя сильный преподавательский бэкграунд. Как думаешь, благодаря ему тебе было проще влиться в обучение, чем другим? Или программу смог бы освоить и человек без релевантного опыта?

— Думаю, курс подойдёт не только учителям. Да, преподавательский опыт помогает, особенно в вопросах составления поурочных планов. Но ведь задачи методиста не ограничиваются только ими — хороший специалист должен уметь выстраивать целостную концепцию курса, понимать потребности аудитории.

Мне однозначно помогло то, что я преподаватель английского. В программе и сфере методологии в целом очень много заимствованных слов именно из этого языка. Если бы я не понимала их значения, то, уверена, я потратила бы на освоение теории гораздо больше времени.

— А было ли в курсе что-то, что тебя удивило?

— Да, сильное впечатление на меня произвёл модуль, посвящённый юмору. Там очень подробно разбиралось, как можно интегрировать шутки в процесс обучения — и на разных этапах занятия, и при прописывании программы в целом.

Раньше я не задумывалась, насколько эффективен юмор как методический инструмент и что практически любую сложную тему можно раскрыть и дополнить с помощью мемов, смешных картинок, описания забавных ситуаций. А теперь я регулярно использую всё это на занятиях.

Например, я часто разыгрываю с детьми небольшие комические сценки, чтобы наглядно объяснить времена в английском. Или же распечатываю им забавные картинки с правилами произношения. Такой подход отлично работает: дети фотографируют материалы и потом показывают их одноклассникам. Интерес и вовлечённость растут.

— Здорово, что тебе удалось сразу применить новые знания на практике! Кстати, о ней: а какие домашние задания запомнились тебе больше всего?

— Мне особенно понравились задания, связанные с анализом целевой аудитории и конкурентов. Они очень пригодились, когда я начала продумывать собственный курс и вести соцсети, где я делилась информацией с другими преподавателями английского.

Мне важно было изучить, что уже есть на рынке, чтобы создать нечто уникальное — не просто повторить чужие идеи, а предложить свой подход.

Кроме этого, мне запомнился итоговый проект, в рамках которого я разрабатывала программу обучения тайм-менеджменту для администраторов. В филиале лингвистического центра, где я работаю, они часто менялись, и я заметила, что у новичков постоянно возникают сложности с организацией времени. Это связано с тем, что им зачастую приходится взваливать на себя огромное количество задач, включая составление расписания и коммуникацию с клиентами, и всё это — без должной подготовки.

Вот я и подумала: если бы у нас была чёткая программа адаптации через обучение тайм-менеджменту, то новичкам было бы намного проще вливаться в работу и избегать стресса и перегрузок в первые недели. Поэтому я и разработала такой учебный курс. Правда, в сам центр эту программу так и не передала — пока решила оставить проект в качестве учебного.

«Не хочу выпускать продукт, в котором не уверена на все сто»: о разработке собственного курса

— Ты упомянула, что ведёшь соцсети. В какой момент ты решила их завести и для чего?

— Дело в том, что параллельно с обучением на методиста я проходила ещё один курс — по администрированию онлайн-школ. Там студентам давали контакты других участников, чтобы каждый мог найти себе партнёра для совместных проектов.

И вот мне написала девушка с курса по продюсированию и предложила сотрудничество. Но для работы с ней требовались хорошо оформленные и развитые соцсети. Так я и решилась завести телеграм-канал и аккаунт в «Инстаграм»*. Стала наполнять страницы профессиональным контентом: делилась примерами заданий, методическими материалами, советами для преподавателей.

Телеграм-канал Александры
Скриншот: @closeenglishtg / Telegram

Позже мы с продюсером запланировали запуск курса — я даже полностью его разработала и отсняла. Но, пересмотрев материал, поняла, что там слишком много недочётов, которые меня не устраивают. А я не хочу выпускать продукт, в котором не уверена на все сто. Поэтому я решила пока отложить релиз и перезаписать курс после выхода из декрета, когда появится чуть больше времени.

— Сегодня многие онлайн-школы английского и преподаватели продвигают свои услуги через личный блог. Ты задумывалась о том, как сделать свой контент уникальным?

— Да, и это оказалось сложнее, чем я думала. Сперва я долго не могла определиться с нишей. В итоге решила сфокусироваться не просто на английском, а именно на работе с детьми от трёх лет. Большинство онлайн-школ ориентируются на подготовку к экзаменам или на обучение взрослых, так что фокус на работе с маленькими детьми сразу выделяет меня среди конкурентов.

Само ведение блога тоже оказалось довольно сложной задачей. Я не люблю камеры, и мне тяжело записывать видео с собой. Поэтому пока — сосредоточилась на текстовом контенте. При этом я понимаю, что в будущем придётся преодолеть стеснение, ведь продвигать онлайн-курс без демонстрации лица его создателя очень непросто.

— Курс, который ты разработала, тоже ориентирован на малышей?

— Не совсем. Он скорее для преподавателей, которые учат детей от пяти до двенадцати лет чтению на английском языке. В процессе разработки я объединила свой опыт в двух сферах. С одной стороны, как преподаватель, — постаралась сделать материал доступным и понятным. С другой, как методист, — выстроила логичную структуру курса с плавными переходами между модулями.

Кроме того, я сразу учла моменты, важные для продвижения. Например, записывала контент для курса так, чтобы впоследствии его можно было порезать на маленькие клипы для рекламы в соцсетях.

— Как новые знания пригодились тебе при разработке собственной программы?

— Без них я бы вряд ли смогла верно определить целевую аудиторию своего курса. Изначально я ориентировалась на школьных преподавателей: считала, что именно им курс будет особенно полезен, поскольку с обучением чтению в школах действительно есть проблемы.

Но, проведя подробный анализ целевой аудитории, я поняла, что ошибалась. Да, школьные преподаватели сталкиваются с трудностями, но всё же у них есть общие планы и примеры уроков, а также коллеги, с которыми можно посоветоваться. А вот репетиторы часто работают изолированно и больше нуждаются в поддержке. Поэтому я и решила ориентироваться именно на них.

— Что бы ты изменила в своём курсе, глядя на него сейчас?

— Мне не нравится подача материала, которую я использовала по совету продюсера. Она рекомендовала говорить быстро и серьёзно, чтобы подчеркнуть свою экспертность. Но, понаблюдав за другими преподавателями, я поняла, что они общаются со слушателями так же, как я на обычных занятиях: медленно, доступно, с поэтапными объяснениями. Это ближе и понятнее аудитории.

Поэтому теперь я хочу перезаписать курс в более естественном для себя стиле, чтобы подача была комфортна как для меня, так и для студентов.

Страница Александры в «Инстаграм»*
Скриншот: alexandra_online_english / «Инстаграм»*

Ещё в один период я хотела пройти курсы по детской психологии, чтобы более профессионально работать с малышами. Но со временем поняла, что это мне не настолько нужно. — многое приходит с опытом.

— Кстати, о нём. Как материнство повлияло на тебя как на преподавателя и методиста? Есть ли что-то, что ты хотела бы изменить в образовательной системе, отталкиваясь от своего родительского опыта?

— Думаю, я бы добавила в офлайн-занятия больше мнемотехник. Когда мы не просто что-то обсуждаем, а ещё и рисуем, лепим, красим параллельно, информация усваивается намного легче и быстрее.

«Задача методиста — выявить сильные стороны эксперта»: о реализации и планах в профессии

— Многие, кто не связан со сферой образования, могут не понимать, зачем вообще нужны методисты. Кажется, что преподаватели могут и сами выстроить свою учебную программу. Как бы ты ответила на вопрос, почему работа методиста важна?

— Методист — это специалист, который помогает «распаковать» эксперта. Ведь тот зачастую даже не осознаёт масштаб и глубину своей экспертизы и не понимает, что может поделиться своими ценными знаниями с другими.

Задача методиста — выявить и развить сильные стороны эксперта, а также помочь ему систематизировать его опыт и передать дальше.

Важно понимать, что не все эксперты — это преподаватели, умеющие грамотно передавать знания. Например, у нас в центре были курсы преподавания английского как для начинающих педагогов, так и для переводчиков. И разница у этих двух специальностей — колоссальная.

Переводчики, несмотря на отличный уровень языка, не всегда могли эффективно объяснить материал. Им просто не хватало методических приёмов. Именно здесь и нужен методист, чтобы раскрыть их потенциал и преобразовать эти знания в понятный учебный формат.

— А как ты сама помогаешь преподавателям раскрыться?

— Пока у меня не так много опыта — год офлайн- и два года онлайн-консультирования. Чаще всего преподаватели обращаются с просьбой подобрать им учебно-методический комплекс для конкретного ребёнка. Чтобы сделать это правильно, нужно задать много уточняющих вопросов — о возрасте, уровне, целях в обучении.

Тут важна не только экспертная помощь, но и поддержка. Чтобы оказать её, нужно в первую очередь быть уверенным в собственных силах — понимать, что ты действительно можешь помочь. Мне эту уверенность помогло обрести обучение. Теперь я без страха работаю даже со взрослыми и опытными преподавателями.

Фото: личный архив Александры Марченко

Когда я консультирую — даже онлайн, — я стараюсь всегда подходить к процессу структурированно и развёрнуто. И это находит отклик: преподаватели часто пишут, что удивлены тому, сколько времени я трачу на детальные ответы, и что очень за это благодарны.

Так вот, этот подход я переняла от кураторов на курсе, которые никогда не ограничивались общими фразами вроде «отличная работа». Вместо этого они подробно разбирали сильные и слабые стороны, объясняли, что и как можно улучшить.

Это стало для меня ориентиром — теперь и я стараюсь давать такую же развёрнутую обратную связь преподавателям на работе.

— Каким ты видишь своё будущее в сфере образования?

— Я хочу сосредоточиться на методической работе. Мне нравится анализировать, искать информацию, глубоко погружаться в тему — даже если она для меня незнакома.

Но при этом я понимаю, что уходить из преподавания тоже нельзя. Если я создаю методические материалы по английскому, то должна не терять связь с реальным миром, чтобы наблюдать, как теория воплощается на практике. Так что полностью отказываться от преподавательских часов я не планирую — просто чуть-чуть их сокращу, чтобы освободить больше времени для методической работы.

К тому же мне несколько раз предлагали пройти методическую практику в Skillbox, но, понимая, что я не смогу совмещать её с остальной занятостью и уходом за ребёнком, я отказывалась. А вот после выхода из декрета я бы очень хотела вернуться к этому предложению и попробовать себя в качестве методиста в новой сфере, не связанной с английским языком.

Ну и, конечно, одна из моих главных целей — доработать и запустить собственный курс для репетиторов и преподавателей. Уже даже начала писать для него книгу — сборник полезных заданий по чтению для малышей.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».



Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована