Образование
#статьи

«Стартап как диплом»: что это такое и где применяется

Как развивать в студентах предпринимательские компетенции? Опытом делятся вузы-первопроходцы.

Inked Pixels / Roman Samborskyi / Shutterstock / CosmoStudio / KamranAydinov / prostooleh / katemangostar / Freepik / OlyaSnow для Skillbox

Российские университеты экспериментируют с форматом «Стартап как диплом» с 2017 года. Он позволяет представить на защиту вместо классической выпускной работы практический результат в виде действующего технологического бизнеса. Логично, что в части вузов первыми такой формат внедрили на образовательных программах по предпринимательству.

Но отдельными островками магистратур по технологическому предпринимательству дело не ограничилось. С 2021 года проект «Стартап как диплом» в рамках национальной программы «Цифровая экономика» стал частью образования в вузах ещё 25 регионов. А с 2022 года Минобрнауки планирует открывать стартап-студии в университетах по всей стране. Предполагается, что студенты смогут даже получать годовой отпуск от учёбы, чтобы запустить своё дело.

Как работает этот формат в вузах, обсудили на конференции «Стартап как диплом: цифровые инструменты и методология». Организовали мероприятие рабочая группа рынка НТИ EduNet и онлайн-акселератор молодёжных проектов PRE.INC.

Что важно на первых шагах: опыт ТГТУ

Первой об опыте своего вуза рассказала Наталия Орлова, начальник управления образовательных программ Тамбовского государственного технического университета и ведущий эксперт рабочей группы EduNet. ТГТУ начал включаться в программу в 2020 году, и к концу учебного года на защиту вышли три студенческих проекта в формате стартапов.

То, что раньше вуз не участвовал в программе «Стартап как диплом», не означает, что в ТГТУ вообще не занимались студенческим предпринимательством. Напротив — к 2020 году в вузе уже давно действовал бизнес-инкубатор. И на образовательных программах, связанных с предпринимательством, студенты уже работали со своими стартапами и представляли результаты в дипломах. Но как распространить этот опыт на специальности, в учебных планах которых не выделено время на бизнес-проекты студентов?

Экспертиза партнёров и собственный подход

По словам Орловой, начать в ТГТУ решили с проектного обучения. За учебный год присоединились к двум проектно-образовательным интенсивам Университета 20.35 для вузов: в осенней волне 2020-го года и весенней 2021-го. Для студентов участие в них было факультативом.

Методология и платформа Университета 20.35 помогла вузу обучить наставников и запустить работу студенческих команд. Проекты для проработки студенты могли предложить сами или выбрать актуальные задачи компаний-партнёров и самого университета (например, по развитию цифровых образовательных инструментов для него). Для перевода лучших проектов в программу «Стартап как диплом» ТГТУ выработал такой подход:

  • Выходить на защиту со стартапом могут только участники тех команд, проекты которых прошли отбор на общеуниверситетском конкурсе в середине учебного года. Там их оценивают не только преподаватели университета, но и представители индустриальных партнёров. Кстати, один из трёх проектов ТГТУ, отобранных в программу «Стартап как диплом» этого года, привлёк в результате конкурса первые инвестиции.
  • Стартап на защиту в Тамбовском техническом должен быть командным проектом с технологической или социальной составляющей и потенциалом внедрения. К защите необходимо иметь прототип продукта, проработанное решение по бизнес-модели, а также найти потенциального или реального инвестора (как вариант — участвовать в программе акселерации).

Ограничения и проблемы

У работы над стартапом мало общего с написанием теоретического диплома, но процедура защиты в ТГТУ, рассказала Наталия Орлова, в целом одинаковая для всех. Главное отличие — перед тем как защитить в формате дипломов свои индивидуальные части работы, участники команды проводят общую презентацию стартапа. Но для представителей междисциплинарных команд, которые учились на разных факультетах, эта часть сдвигается на предзащиту — ведь государственные экзаменационные комиссии (ГЭК) у них разные. И получается, что сама защита у стартаперов выглядит так же, как у остальных однокурсников.

Madhourse / Shutterstock

Заметной проблемой на первом этапе проекта, помимо сложностей с ГЭК, для ТГТУ стала мотивация студентов и преподавателей. Опыт показал, что и тех, и других нужно тщательно отбирать — не все студенты обладают предпринимательскими компетенциями, и не всем преподавателям интересна дополнительная нагрузка в проектном обучении. Кроме того, нужно было предусмотреть надбавку к зарплате для сотрудников-участников.

Управлять программой тоже оказалось непросто. Пока для взаимодействия использовался целый набор инструментов: сервисы для совместной работы Trello и Miro, разные мессенджеры у студентов и наставников, университетская LMS.

«Мне лично как организатору не хватает единой цифровой платформы, которая позволила бы организовать эту деятельность в одном месте, не изобретать велосипед, не собирать информацию из разных сервисов в Moodle. Если бы такая платформа была, было бы идеально», — призналась Наталия Орлова.

Со следующего учебного года программа «Стартап как диплом» будет доступна студентам всех направлений подготовки в ТГТУ. Вуз планирует усилить её бизнес-составляющую, в том числе с помощью партнёров — организовать предпринимательские стажировки в различных компаниях и запустить университетские предакселераторы, где студенческие проекты смогут подготовиться к профильным акселерационным программам.

Выводы после нескольких лет работы: опыт ДВФУ

Дальневосточный федеральный университет первым запустил программу «Стартап как диплом» в 2017 году. Поэтому её руководитель в технопарке «Русский» ДВФУ Маргарита Ибрагимова смогла рассказать коллегам о результатах.

Собственный акселератор

Проектная деятельность уже не первый год — важная часть обучения в любой школе ДВФУ. На то, чтобы студенческие проекты становились в будущем стартапами, направлено развитие предпринимательской экосистемы в вузе. Это обучающие мероприятия с бизнес-партнёрами, региональные и федеральные конкурсы.

В 2020–2021-м учебном году университет впервые запустил собственную образовательную программу с конкурсом проектов в региональном масштабе «Дальневосточный старт». Она состояла из модуля генерации идей и модуля акселерации. Причём практически все этапы вуз обеспечивал своими силами, со стороны привлекались только трекеры — наставники команд с предпринимательским опытом, которого нет, как правило, у преподавателей. Выпускников на «Стартап как диплом» выбрали именно среди участников «Дальневосточного старта».

Количество — не главное

Критерии отбора студенческих проектов, которые могут выходить на защиту, у Дальневосточного федерального довольно жёсткие:

  • На защиту как стартап может выйти действующий на момент выпуска из вуза проект с прототипом или минимальным жизнеспособным продуктом (MVP).
  • Команда должна подтвердить, что привлекла финансирование — это могут быть гранты, средства индустриального партнёра или собственная выручка стартапа. Последний вариант работает только в том случае, если стартап — зарегистрированное юридическое лицо со своим расчётным счётом в банке. Переводы на личные карты выручкой не считаются.
  • Последний критерий — потенциал масштабирования. То есть разработка по заказу одного конкретного предприятия, которую никогда нельзя будет внедрить в других местах, не подходит.
Monkey Business Images / Shutterstock

За всё время защиту со стартапом прошли 23 выпускника ДВФУ. С каждым годом их становилось больше, в 2021-м — 16 человек. У университета нет стремления сделать программу массовой, заявила Ибрагимова: она направлена на вовлечение в технологическое предпринимательство только самых талантливых и инициативных студентов.

Из всех заявленных в программу студенческих идей отбор проходят менее половины. Последний раз претендентов «просеивают» за полтора месяца до защиты, чтобы те, кто не готов представить стартап, успели переработать диплом в традиционный формат. Остальные получают окончательный допуск.

«Как правило, это проекты, инициированные на четвёртом курсе. У нас была гипотеза, что с первого курса студент может зайти и принимать участие в реализации или в генерации идей стартапа. Но как практика показывает, чаще всего это проекты, рождающиеся на четвёртом курсе в начале года, когда ребята начинают задумываться о дипломе. Это, конечно, больше актуально для не слишком сложных, ненаукоёмких проектов», — рассказала Маргарита Ибрагимова.

Сложности в реализации программы в ДВФУ связаны во многом с необходимостью соответствовать министерским требованиям к подготовке и защите выпускных работ. Например, необходимо уже к началу учебного года подобрать председателей ГЭК — но в этот момент ещё неизвестно, кто из студентов выберет защиту в формате стартапа.

Как «продать» предпринимательство студентам: опыт ЮФУ

В Южном федеральном университете выпускники теперь тоже могут защищать дипломы в новом формате, но Станислав Труфанов, руководитель Акселератора SBS, проектной деятельности интенсивов SfeduNet и доцент факультета бизнеса «Капитаны» ЮФУ, рассказал об общем подходе к вовлечению студентов в проектную деятельность и предпринимательство.

По опыту участия в интенсивах Университета 20.35 и вузовских акселерационных программ Труфанов сделал вывод, что вовлекать студентов нужно на всех стадиях работы. Не стоит рассчитывать на то, что те, кто присоединился в начале программы, будут в ней до конца. На каждом этапе участники неизбежно отсеиваются, поэтому останавливать диалог с ними будет большой ошибкой.

«Я бы подходил к делу как коммерческая организация. Представьте, что вы собираетесь продавать что-то, какие-то услуги. Степень проработанности должна быть, как у качественной рекламы», — заявил Станислав Труфанов.

Конкретные рекомендации на опыте ЮФУ выглядят так:

  • Привлекайте студентов к работе: они хотят быть причастными и помогут найти с аудиторией общий язык.
  • В соцсетях и рассылках проекта используйте узнаваемые эмоциональные образы, актуальные мемы, простые опросы в один клик и призывы к действию.
  • Показывайте важность целей программы: как она поможет студентам создавать ценность для общества своей работой и реализовать себя.
  • Общайтесь со студентами и собирайте обратную связь и точечно, и массово. Например, опросы в ЮФУ выяснили, что студентам очень важно участвовать в хакатонах и получать доступ к новым курсам и знаниям, а ещё им приятно получать подарки с атрибутикой мероприятий. Но им, как правило, неважно, будет ли мероприятие очным.
  • Используйте интересные форматы: проводите конференции в формате TED, геймифицируйте элементы программы, поощряйте взаимопомощь.
  • Дайте студентам возможность общаться с экспертами. СФУ использует «экспертные трубы» — формат встреч стартапов с профессиональными предпринимателями для экспертной оценки проекта. На беседу с каждым экспертом команде одного проекта даётся ограниченное время, например, 15 минут.
Jono Erasmus / Shutterstock

Взгляд со стороны: нет поля для обмена опытом

Несмотря на выход программы «Стартап как диплом» на федеральный уровень, её единые стандарты ещё не сформированы. Так считают организаторы конференции из акселератора PRE.INC. Как рассказал его сооснователь и лидер рабочей группы EduNet 2035 Павел Аванян, у вузов-участников программы нет общего понимания, что значит «стартап как диплом»:

«Именно поэтому у нас (докладчиков во время конференции) в чатах спрашивают: „А какое определение стартапа вы используете? А какие критерии?“ <…> Поля для обмена опытом пока нет, опереться не на что».

Такой вывод в PRE.INC сделали и в ходе исследования программы — экспертных интервью с её руководителями в 48 вузах, которые уже принимают на защиту стартапы. Вот ещё несколько результатов исследования:

  • Чётких требований к программе защиты стартапов как дипломов нет. Нет оформленного комплекса процессов, методологии, которые можно было бы масштабировать. Каждый вуз решает сам, какие внутренние документы принять, как вписать этот формат в образовательный процесс. Некоторые регламенты могут отличаться даже внутри одного вуза у разных факультетов. Во многих университетах программа «Стартап как диплом» выглядит как индивидуальный трек старшекурсника — из-за неупорядоченного документооборота с каждым участником работают как с отдельным проектом.
  • Почти всегда программа подразумевает две защиты. Отдельно защищается сам стартап, и отдельно — написанный по нему диплом. Исключением из этого правила, по данным исследования, пока можно назвать только ДВФУ.
  • Программе не хватает компетентных кадров внутри вузов. Это касается как руководителей программ, так и наставников и приводит к тому, что проекты студентов не продолжаются после выпуска. Преподаватели просто не знают, куда их направлять, а трекеров с предпринимательским опытом из реальной бизнес-среды удаётся привлечь не везде.
  • Преподаватели иногда сопротивляются нововведениям и саботируют программу. Это бывает в тех случаях, когда они очень далеки от процессов акселерации.
  • Студенты зачастую не мотивированы участвовать в программе. Иногда их отпугивает, что речь в ней идёт именно о технологическом предпринимательстве — им кажется, что участвовать нужно непременно с каким-то сложным изобретением.

Как решают эти проблемы отдельные вузы? По словам Павла Аваняна, есть две крайности:

  • Вузы, у которых нет большого опыта по развитию молодёжного предпринимательства, склонны полностью полагаться на внешнюю инфраструктуру — платные программы развития сотрудников, региональные и федеральные конкурсы.
  • Те, у кого есть своя предпринимательская экосистема, замыкаются и разрабатывают свои подходы, курсы и платформы, а экспертов извне привлекают только точечно. Это, как правило, «передовики», которые запустили программу в 2017–2018 годах.

В обоих вариантах есть ограничения. В первом случае ориентация на внешние программы и конкурсы ведёт к тому, что внутренняя экспертиза внутри вуза формируется слабо — студенты и сотрудники всюду участвуют, выполняют целевые показатели других организаций, но внутреннюю среду меняют медленно.

Во втором случае вуз неизбежно достигает «потолка» в масштабировании: хочется увеличить воронку привлечения в программу студентов и проектов, но внутри университета уже не хватает кадровых ресурсов, чтобы с ними работать.

Решение Аванян и его коллеги видят в создании площадок для обмена опытом участников программы и запуске дополнительных курсов переподготовки преподавателей. Такие площадки могут возникнуть, например, внутри сообщества участников рынка EduNet.


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована