Эти данные содержатся в 37-м выпуске информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования». Исследование основано на опросе, проведённом среди учащихся бакалавриата, специалитета и магистратуры в рамках одноимённого проекта в 2019/2020 учебном году.
Как обстоят дела с владением иностранными языками
Авторы исследования напомнили, что первые навыки, связанные с владением иностранными языками, получают ещё в школьные годы в рамках обязательной программы. При этом в школах или классах с углублённым изучением иностранных языков отучились примерно 13% студентов российских вузов.
Что касается ЕГЭ по этому предмету, то его сдавали около 12% опрошенных студентов, причём подавляющее большинство (11%) — по английскому языку, а оставшиеся (1%) — по немецкому, французскому, испанскому или китайскому. Только половина сдававших английский язык предъявила результаты этого экзамена при поступлении в вуз. Средний результат выпускников, сдававших ЕГЭ по английскому, — 78 баллов, а среди тех, кто использовал результаты этого экзамена при поступлении, — 81.

Иностранный язык (как правило, английский) изучают в обязательном порядке во всех школах, не только в языковых, но достойным уровнем владения английским в итоге могут похвастаться далеко не все учащиеся вузов. Свои языковые навыки оценили как хорошие только 45% респондентов. При этом 29% могут лишь сказать и понять некоторые слова и фразы, а ещё 26% — пообщаться с помощью простых фраз и понять собеседника в бытовой ситуации, но с трудом. Оценивают свой уровень как свободный всего 7% студентов — это, как поясняют исследователи, существенно меньше, чем в других странах с развитой экономикой и системой образования.


Почему это важно, если речь идёт о будущих специалистах, которые будут работать в России? Дело в том, что английский — язык международной коммуникации, науки и бизнеса, а потому — необходимый инструмент для доступа к информации и включённости в международную профессиональную среду, объясняют авторы бюллетеня. Проще говоря, владеть английским важно для обмена опытом и изучения новейших исследований в любой профессиональной сфере.
Какие есть различия в зависимости от региона, статуса вуза и специальности
В ходе исследования стало ясно, что в Москве меньше всего тех, кто никогда не учил английский язык, и больше всего тех, кто владеет им на высоком уровне. Если смотреть дальше, то в рейтинге, в котором распределены по этому показателю разные регионы, по количеству студентов, хорошо владеющих этим языком, лидируют Северо-Западный, Уральский и Южный федеральные округа.

Кроме того, выяснилось, что учащиеся с более свободным уровнем владения английским языком концентрируются в ведущих университетах.

Если говорить о владении английским среди студентов разных направлений обучения, наблюдается интересная тенденция: среди учащихся на математическом и IT-направлениях владеющих английским средне оказалось больше, чем среди тех, кто учится на социальных и гуманитарных (конечно, за исключением языковых) направлениях. Вероятно, это связано с тем, что языки программирования и среды разработки связаны с английским, техническая документация составляется на этом языке и для поиска решений в интернете тоже нужно владеть английским.
На естественных науках и медицинских факультетах студентов, владеющих английским хотя бы на среднем уровне, оказалось очень мало — всего по 31 и 27% соответственно. Это значит, что большинство вряд ли в состоянии изучать иностранные научные источники.
Ну а меньше всего владеющих английским хотя бы на среднем уровне оказалось на таких направлениях, как физическая культура, сельское хозяйство и образование. А ещё в этих сегментах больше всего тех, кто никогда не учил английский.

Исследование показало, что знание иностранного языка в значительной мере зависит от социального статуса семьи. Гораздо чаще свободно владеют английским студенты из благополучных семей с высокообразованными родителями. Это означает, что молодые люди из менее обеспеченных семей уже на старте испытывают барьеры доступа к квалифицированным рабочим местам.

Что у студентов с цифровыми навыками
Выяснилось, что чаще всего российские студенты пользуются текстовыми редакторами (89%), программами для создания презентаций (72%) и для работы с электронными таблицами (67%). Причём если в первых двух случаях почти по трети респондентов оценили свои умения как высокие, то навыки работы с таблицами так оценили лишь 17%.

Работу с более продвинутым ПО большинство выполняет значительно реже. В основном таким софтом пользуются студенты профильных направлений.
При этом оказалось, что в вузовских программах предусмотрено не так много курсов, где учащиеся могли бы развивать цифровые компетенции. 43% опрошенных сообщили, что у них вообще не было курсов, предполагающих хотя бы эпизодическое использование компьютера. А в занятиях, на которых нужно регулярно использовать компьютер, не участвовали 39%.

Кстати, вероятно, в обозримом будущем всё это изменится. По крайней мере, на это явно рассчитывают власти. Напомним, в этом году в 106 вузах — участниках программы «Приоритет-2030» начинают работать цифровые кафедры, там студенты смогут осваивать цифровые компетенции параллельно с изучением специальностей, не связанных с IT. Причём если изначально планировалось сделать такое обучение опциональным, то в июне решили придать ему обязательный характер.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее 
                     Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                         
                                     
                                     
                                     
                                    