Эти данные содержатся в 37-м выпуске информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования». Исследование основано на опросе, проведённом среди учащихся бакалавриата, специалитета и магистратуры в рамках одноимённого проекта в 2019/2020 учебном году.
Как обстоят дела с владением иностранными языками
Авторы исследования напомнили, что первые навыки, связанные с владением иностранными языками, получают ещё в школьные годы в рамках обязательной программы. При этом в школах или классах с углублённым изучением иностранных языков отучились примерно 13% студентов российских вузов.
Что касается ЕГЭ по этому предмету, то его сдавали около 12% опрошенных студентов, причём подавляющее большинство (11%) — по английскому языку, а оставшиеся (1%) — по немецкому, французскому, испанскому или китайскому. Только половина сдававших английский язык предъявила результаты этого экзамена при поступлении в вуз. Средний результат выпускников, сдававших ЕГЭ по английскому, — 78 баллов, а среди тех, кто использовал результаты этого экзамена при поступлении, — 81.
Иностранный язык (как правило, английский) изучают в обязательном порядке во всех школах, не только в языковых, но достойным уровнем владения английским в итоге могут похвастаться далеко не все учащиеся вузов. Свои языковые навыки оценили как хорошие только 45% респондентов. При этом 29% могут лишь сказать и понять некоторые слова и фразы, а ещё 26% — пообщаться с помощью простых фраз и понять собеседника в бытовой ситуации, но с трудом. Оценивают свой уровень как свободный всего 7% студентов — это, как поясняют исследователи, существенно меньше, чем в других странах с развитой экономикой и системой образования.
Почему это важно, если речь идёт о будущих специалистах, которые будут работать в России? Дело в том, что английский — язык международной коммуникации, науки и бизнеса, а потому — необходимый инструмент для доступа к информации и включённости в международную профессиональную среду, объясняют авторы бюллетеня. Проще говоря, владеть английским важно для обмена опытом и изучения новейших исследований в любой профессиональной сфере.
Какие есть различия в зависимости от региона, статуса вуза и специальности
В ходе исследования стало ясно, что в Москве меньше всего тех, кто никогда не учил английский язык, и больше всего тех, кто владеет им на высоком уровне. Если смотреть дальше, то в рейтинге, в котором распределены по этому показателю разные регионы, по количеству студентов, хорошо владеющих этим языком, лидируют Северо-Западный, Уральский и Южный федеральные округа.
Кроме того, выяснилось, что учащиеся с более свободным уровнем владения английским языком концентрируются в ведущих университетах.
Если говорить о владении английским среди студентов разных направлений обучения, наблюдается интересная тенденция: среди учащихся на математическом и IT-направлениях владеющих английским средне оказалось больше, чем среди тех, кто учится на социальных и гуманитарных (конечно, за исключением языковых) направлениях. Вероятно, это связано с тем, что языки программирования и среды разработки связаны с английским, техническая документация составляется на этом языке и для поиска решений в интернете тоже нужно владеть английским.
На естественных науках и медицинских факультетах студентов, владеющих английским хотя бы на среднем уровне, оказалось очень мало — всего по 31 и 27% соответственно. Это значит, что большинство вряд ли в состоянии изучать иностранные научные источники.
Ну а меньше всего владеющих английским хотя бы на среднем уровне оказалось на таких направлениях, как физическая культура, сельское хозяйство и образование. А ещё в этих сегментах больше всего тех, кто никогда не учил английский.
Исследование показало, что знание иностранного языка в значительной мере зависит от социального статуса семьи. Гораздо чаще свободно владеют английским студенты из благополучных семей с высокообразованными родителями. Это означает, что молодые люди из менее обеспеченных семей уже на старте испытывают барьеры доступа к квалифицированным рабочим местам.
Что у студентов с цифровыми навыками
Выяснилось, что чаще всего российские студенты пользуются текстовыми редакторами (89%), программами для создания презентаций (72%) и для работы с электронными таблицами (67%). Причём если в первых двух случаях почти по трети респондентов оценили свои умения как высокие, то навыки работы с таблицами так оценили лишь 17%.
Работу с более продвинутым ПО большинство выполняет значительно реже. В основном таким софтом пользуются студенты профильных направлений.
При этом оказалось, что в вузовских программах предусмотрено не так много курсов, где учащиеся могли бы развивать цифровые компетенции. 43% опрошенных сообщили, что у них вообще не было курсов, предполагающих хотя бы эпизодическое использование компьютера. А в занятиях, на которых нужно регулярно использовать компьютер, не участвовали 39%.
Кстати, вероятно, в обозримом будущем всё это изменится. По крайней мере, на это явно рассчитывают власти. Напомним, в этом году в 106 вузах — участниках программы «Приоритет-2030» начинают работать цифровые кафедры, там студенты смогут осваивать цифровые компетенции параллельно с изучением специальностей, не связанных с IT. Причём если изначально планировалось сделать такое обучение опциональным, то в июне решили придать ему обязательный характер.