21 сентября прошла встреча президента Владимира Путина с руководителями инженерных школ и представителями региональных властей, посвящённая проекту «Передовые инженерные школы». Как написал официальный Telegram-канал Минобрнауки, в ходе обсуждения ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов рассказал о неприятной тенденции в сфере российского образования: всё меньше школьников выбирают физику как предмет, по которому сдают основной экзамен.
«В последние годы наблюдаем неблагоприятную тенденцию — снижается количество школьников, которые выбирают физику как основной экзамен. За 5 лет — на 30%, а это 50 тысяч человек. Снижается и число профильных физмат-классов в школе — на 60% за 5 лет. А физика — это ключевой системообразующий предмет для формирования инженерного мышления», ― подчеркнул он.
Какие предлагают решения
Представители вузов предложили принимать на инженерные программы обучения по сумме трёх экзаменов — по математике, физике и информатике. Эта мера должна мотивировать школы создавать и поддерживать профильные классы. Кроме того, Ливанов предложил организовать методическую поддержку учителей, которые ведут дополнительные занятия, а также проводить физические практикумы.
Физика ― в числе самых сложных предметов
По данным Рособрнадзора, в 2022 году ЕГЭ по физике в России сдавали 124 тысячи выпускников, в то время как в 2021-м ― 151 тысяча. Первенство с большим отрывом от остальных дисциплин удерживают профильная математика и обществознание ― их в этом году сдавали 45,7 и 45,1% соответственно. А вот какой предмет по выбору растёт в популярности, так это информатика. Это связано с тем, что она нужна для поступления на IT-профессии, которые школьники, видимо, считают более перспективными и престижными, чем инженерные.
При этом результаты ЕГЭ показывают, что предметы естественно-научного цикла, в том числе и физика, являются одними из самых сложных. По данным этого года, средний балл по физике, химии, биологии и географии не превышает 55.
Напомним, в этом году многие вузы зачислили на технические направления и на IT абитуриентов, чьи результаты ЕГЭ были ниже, чем у первокурсников 2021 года (об этом писал, в частности, «Коммерсантъ»). Однако Владимир Зернов, ректор Российского нового университета, например, считает, что в этом нет большой проблемы, потому что главный успех в обучении обеспечивает мотивация.
Но, судя по одной из дискуссий, которая состоялась на IX Московском международном салоне образования (ММСО-2022), в школах есть системные проблемы не только с физикой, но и с другими предметами.
Дополнено 12.12.22
Стало известно, что ректоры вузов вместе с Минобрнауки разработали новую концепцию преподавания физики в школах.